Полезные статьи

Есть ли жизнь после работы?

«Сгорел на работе!» — в переводе на бытовой язык это означает: очень много работал, а потом заболел и умер. Вот и вся патетика. До недавнего времени эти слова в нашей стране были необычайно популярны и произносились с нескрываемым восторгом. В судьбе «сгоревшего» усматривали «непоколебимую верность профессионализму», «неуклонный профессиональный рост», «принесение личных интересов в жертву общему делу» и ставили в пример еще живущим.

Слово «трудоголик» (вид зависимости!) было высшей похвалой, которую начальство могло адресовать своим подчиненным. Но психологи все испортили. Они позволили себе взглянуть на профессионализм объемно и усомниться в его безусловности как позитивного качества. До них на «мастеров своего дела» покушался, разве что, Карл Маркс, со вкусом пользовавшийся сочетанием «профессиональный идиотизм»…

В семь тридцать утра звонит будильник, вы встаете, бредете в душ, одной рукой включаете кофеварку, другой достаете тосты из шкафчика… Тридцать минут медитации перед компьютером, рубашка, костюм, парфюм, беглый взгляд на сообщение от Яндекс о том, что в городе еще где-то можно проехать, а где-то – уже нет, вы выходите из своего временного убежища в мир и присоединяетесь к сотням таких же, как и вы – сосредоточенных на чем-то своем, деловитых, спешащих. Вы становитесь человеком-едущим-в-офис.

Все встает на свои места, вы окончательно просыпаетесь от неожиданно резко включившегося светофора, чертыхаетесь на такого же, как вы, занявшего пол вашего ряда (и ни туда, ни сюда!), а сзади уже сигналят. Еще один день вашей жизни начался. Закончится он, когда будет уже темно. Вы вновь сядете в машину, резко затормозите  у ближайшего светофора, не доезжая десяти сантиметров, быть может,  до того же умника, что мешался под ногами утром, и, добравшись до своего жилища, которое вы по привычке называете «домом», просмотрите почту и ляжете спать.

Человек не может без деятельности. Мы не мыслим свою жизнь без работы. И это естественно. Все помнят, конечно: «кто не работает, тот не ест». Кушать действительно надо, а коммунизма нашим прадедам построить так и не удалось, увы. Современная жизнь так стремительна, — скажете вы, — и нечего издеваться, напоминая нам, что наша жизнь трудна.

Сумасшедшее время, бешеные темпы, волчьи законы. Кто не успел, тот опоздал. Кто не спрятался, я не виноват. Приходится так жить! Да что там пенять на современность – нашим пещерным предкам тоже, верно, нелегко было строгать копья и ходить на мамонта. Они выживали, и мы выживаем. Жаль немного, конечно, но иначе мы не можем. Да только не можем ли? А, быть может, просто не хотим?..

Однажды ко мне на прием пришел мужчина. 43 года, бизнесмен. Его жалобой были проблемы в личной жизни, которые, по его словам, составляли проблему в большей степени тем, что мешали ему нормально работать. Он почти не спал, не мог почувствовать себя полноценно отдохнувшим – что сказывалось на производительности труда, жил один, а свою сексуальность  последнее время  реализовывал, только общаясь с компьютером. Последнее обстоятельство и не тяготило бы особенно, но оно тоже косвенно мешало работе, внося некий дисбаланс в правильную схему его жизни.

Не то, чтобы это было уж очень плохо, но это было как-то «не так». А, значит, подлежало изменению. Кроме того, выяснилось, что фантазии его носили агрессивный характер, что создавало естественные сложности с их реализацией и – самое главное – как-то не вязались с успешным образом самого себя. Вне своей работы мужчина себя не мыслил, и, узнав, что «побочным эффектом» от устранения мешающих жить желаний может стать умение больше отдыхать и меньше работать, на следующую сессию просто не пришел. Перспектива остановить движение оказалась слишком пугающей?

На одном из  блогов обсуждался вопрос персонального менеджмента. Взрослые, серьезные мужчины, профессионально успешные и востребованные, думали над созданием  наилучшего бизнес-плана своей собственной жизни. Они достигли многого, но хотели понять, что им нужно сделать, чтобы достичь большего. Звучали названия книг, семинаров, могущих помочь в сложном деле структурирования своего времени и жизни.

И вот, один из менее сознательных участников дискуссии задал странный, неожиданный вопрос: «а зачем?». Вопрос прозвучал как будто в пустоту – ему ответили, конечно, что-то вроде «открывая новые способы, обеспечить себе наилучшую жизнь», и вновь перешли к обсуждению более насущных технологических вопросов. Но вопрос «зачем?», на самом деле, так и остался без ответа.

Некоторые люди способны пребывать в состоянии покоя, а другим жизнь кажется невозможной без действия. Слово «трудоголик» звучит не слишком приятно, но на вопрос «А кто Вы?» мы обычно называем свою профессиональную принадлежность. Мы не можем без работы. Мы не можем без движения. Но иногда мы начинаем бежать слишком быстро. Почему  человеку может быть необходимо постоянно заполнять свое время, а остановка вызывает страх и панику?

Что скрывается за этой тишиной, которая нас так пугает? Большинство столкнувшихся с такой проблемой отвечают однозначно – остановка движения, прекращение действия — это Пустота. А Пустота – это конец, это смерть. Это  неизвестность, которая пугает, и страх этот отнимает сил гораздо больше, чем ежедневное выматывание себя деятельностью.

Экзистенциальные терапевты считают, что страх смерти испытывают абсолютно все люди. И это нормально. Но иногда, под влиянием различных обстоятельств,  этот страх становится настолько сильным, что выходит на поверхность и парализует нас. Если смысл жизни – в движении, то его остановка грозит нам смертью. Так думаем мы. И торопимся, бежим от этого страха.

Находим себе новые цели и достигаем их, а, едва достигнув, стремимся к новым высотам, лишь вскользь отмечая, что мы достигли одного уровня и вышли на другой. Есть ли радость от достигнутого, если новая цель уже на горизонте? Мы видим только новую цель. А, значит, мы никогда не бываем удовлетворены. Достижения теряют первоначальный смысл, превращаясь в обманчиво прочный фундамент, рассыпающийся в пыль, если мы вдруг останавливаем движение.

Что значит потеря работы для человека, достигшего так называемого «среднего возраста»? Крушение всего, крах, глубокую депрессию и утрату смысла жизни. Ведь если смысл жизни в движении, которое для большинства из нас, все же, ассоциируется с именно профессиональным ростом, то потеря работы и есть конец осмысленного существования. Так вот зачем взрослым мужчинам был настолько нужен персональный менеджмент!

Они и не могли услышать непонятный вопрос «зачем», потому что этот вопрос угрожал спокойствию, мог разрушить заботливо созданные ступеньки их карьерной лестницы, а,  значит, и их жизни. Привязанность к внешнему была хороша, потому что внешнее было знакомо. А обращение внутрь себя, к которому и толкал их  нехороший вопрос, грозило остановкой, а остановка подобна концу.

Отдыхать можно по разному. Многое зависит от ваших индивидуальных личностных качеств — того же темперамента, возраста, черт характера, и единого рецепта, «как это делать правильно», конечно же, нет. Иногда хорошим способом отдохнуть бывает просто смена вида деятельности, умение переключаться. А иногда достаточно просто хорошо выспаться и «выбросить из головы» все мысли, просто забыть обо всем.

Наш мозг и так работает постоянно, даже во сне.  Существует очень много методик для того, чтобы «отключить мозг» — медитации, достижение состояния «пустоты» и т.д. А можно продлить это гармоничное состояние и без специальных технологий, требующих определенного места и времени. Можно просто попробовать жить в согласии со своими желаниями. Делать то, что хочется. И хотеть то, что делаешь. У нас есть множество возможностей для этого.

Елена Сычева

наверх