Полезные статьи

Попробуй, заставь человека! Психология мотивации

Что делать, когда не хочется, но надо? А когда не надо, но хочется? Что движет нами, и можно ли заставить человека сделать что-то, не свойственное тому, какой он есть? А, главное, каков будет результат?

Мотив (от лат. moveo – двигаю) означает нечто (потребность, влечение, склонность, стремление и т. д.), побуждающее человека к определенным поступкам и действиям. При всех различиях в значениях этих слов, все они указывают на «динамический» момент, т.е. направленность действия на определенные цели. Поэтому, когда мы говорим «что движет нами?», мы говорим о мотивации наших поступков и даже мыслей.

Какие же бывают мотивы? В психологии различают такие мотивы как:

  • Мотив самоутверждения
  • Мотив идентификации с другим
  • Мотив власти
  • Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к деятельности самим процессом и содержанием деятельности
  • Внешие мотивы – долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, стремление получить высокий социальный статус (мотив престижа), мотив достижения и мотив избегания неприятностей и наказания, мотив поиска любви, присоединения и др.

Если человеком движет стремление утвердить себя в социуме, мы говорим о честолюбии, самолюбии, чувстве собственного достоинства. Человек делает что-то, стремясь доказать окружающим (и самому себе, разумеется), что он чего-то стоит. Добиваясь определенных целей и/или социального статуса, человек получает главное – самоуважение, которое в этом случае связывается для него с оценкой других людей.

Мотив идентификации с другим человеком это всем известное стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (образец для подражания). Существует и такое мнение, что идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала за счет «заимствования» энергии у кумира – объекта идентификации.

Это мнение, разумеется, не доказано научно, однако имеет право на существование. Впрочем, при всей ненаучности, в нейролингвистическом программировании существует техника, когда для достижения результата и доступа к состоянию уверенности необходимо представить, что бы сделал в этой ситуации твой кумир, человек, на которого хотелось быть похожим. И эта техника отлично работает, при условии, что кумир действительно является кумиром.

Чаще всего, как известно, стремятся к подражанию подростки. Для этого возраста иметь образец, а также и поддержку, пусть и нематериальную, а лишь придуманную, просто необходимо. Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее, появляются силы, желание действовать. И это неплохо. Главное, чтобы кумир был достойным образцом для подражания.

Если же общение само по себе становится целью и ценностью, мы говорим о мотивации аффилиации (affiliation — присоединение). Аффилиативное общение — это общение, ценное самом по себе, приносящее удовлетворение, захватывающее. Если этот мотив является или становится главным, то человек будет работать с удовольствием, даже занимаясь нелюбимым или безразличным ему делом, только ради общения в коллективе. В сущности, в этом случае, работа становится не делом, но семьей.

Достаточно обширной группой мотивов являются так называемые внешние мотивы — побуждающие к деятельности факторы находятся вне самой деятельности. Например, человек может руководствоваться чувством долга и/или ответственности, стремиться к самоутверждению и самосовершенствованию, может избегать негативных последствий или наказания (негативная мотивация). В случае преобладания негативных мотивов, результат не будет максимальным.  Мало кто способен проявлять чудеса творчества или просто работать с полной отдачей «из-под палки».

Другое дело, если человек нацелен на достижение опредленой «высоты». Мотивация достижения, по А.Маслоу, является одним из наиболее важных факторов, ведущих человека по ступенькам «пирамиды потребностей».

Очень значимым по силе мотивом является мотив власти, стремление влиять на людей. В этом случае мы уже не говорим о самоутверждении и честолюбии, хотя и эти аспекты имеют свое значение. Движимый мотивом власти человек способен использовать самые различные средства для достижения своих целей, преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. При этом, человек работает не ради саморазвития, или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради цели как она есть – ради ощущения влияния на окружающих. В этом случае теряется удовольствие от самого процесса достижения, и жизнь превращается в постоянную погоню за сильным ощущением.

Власти много не бывает. Недаром самыми тяжелыми испытаниями считаются огонь, вода и медные трубы… Адлер считал, что мотив власти является основным объяснением для многих неврозов. И тут дело даже не в удовольствиях и преимуществах, которые дает власть. Как замечательно сказал К.Г.Юнг, «Старший сын и наследник отца легко получит власть и будет тосковать по другому недоступному удовольствию, тогда как младший, которого третируют отец и брат, будет мечтать только о самоутверждении. Все другие страсти будут подчинены главной и не будут влиять на его жизнь сколько-нибудь значительно».

Процессуально-содержательные мотивы — наиболее человечны по сути, в приведенной классификации. Человек делает то, что он хочет, просто получая удовольствие от плодов своего труда. На принципе главенства этой группы мотивов, кстати говоря, построена педагогическая система Марии Монтессори. Детям предоставляется возможность заниматься тем, чем они захотят. На свободный выбор личности не оказывается влияния. Воспитание заключается в отсутствии традиционных  воспитательных мер. Противники этой методики говорят об отсутствии дисциплины — но это не так. Казарменного порядка нет, но маленький человек учится осознавать свои выборы и их последствия.

Взрослый человек, хорошо знающий, что он хочет, и заинтересованный каким-то определенным видом деятельности, вряд ли станет ходить на нелюбимую работу. Разве что, в силу вступят другие мотивации — например, финансовая, если за нелюбимую работу платят гораздо больше, чем за любимую. Или даже стремление вернуться в детство, когда все решали мама и папа, и снять с себя груз ответственности за принимаемые решения — тогда любимая работа просто не появится, пока кто-то не убедит в том, что именно эта «должна быть любимой».

Подобную ситуацию уже можно отнести к невротическим мотивам, к укоренившимся в сознании привычкам, избавиться от которых бывает очень и очень сложно — как от любой привычки. И появляется постоянное недовольство собой, окружающим миром и результатами собственного труда. Человек «не знает», чего он хочет, не может сделать выбор и злится на себя самого и на всех, кто этот самый выбор сделать может, а ему не говорит, что нужно делать. «Большие, а помочь не могут» — говорит в нем маленький ребенок.

Возникает внутренний конфликт между стремлением «вырасти» и утвердить свое «Я» и нежеланием это делать, при этом нежелание выбора вследствие конфликта трансформируется в «неумение», и человек убеждает себя в том, что он действительно не знает, каково его место в мире. Подобный конфликт можно называть экзистенциальным, то есть затрагивающим вопросы экзистенции, самого существования (экзистенциальные категории — воля, выбор, смерть, предназначение, ответственность и др.).

Человек в поисках смысла может зайти очень далеко, и действительно не видит того, что смысл есть в самом его существовании. Здесь психология тесно переплетается с философией, в особенности буддийской философией и даосизмом. «Смысл жизни в самой жизни», «Будда в каждом цветке и в каждой песчинке», и т.д.  Здесь переплетаются все мотивы, и выбор человека зависит от очень многих факторов. Но, прежде всего — от самого человека.

Юнг писал: «Выйти на новый путь в полном смысле  слова человек может, если сам того желает. <…> Разные люди нуждаются в разных вещах, и свобода для одного будет тюрьмой для другого. Есть только множество отдельных случаев — <людей>, и у каждого из них свои потребности, нужды и стремления.»

Человека можно заставить, способов для этого очень и очень много. Вопрос в том, нужно ли? Может ли человек заставить сам себя? Конечно, может. И снова вопрос — нужно ли? Мы делаем свои выборы каждый день, каждую минуту. Отсутствие выбора — тоже выбор. А осознание своих выборов — волшебная палочка, позволяющая делать меньше ошибок.

Если не хочется, но надо. Если надо, но не хочется. Попробуйте поговорить с собой. Прислушайтесь к себе. Объясните себе свои сомнения и подумайте, какие у вас есть варианты. Спросите себя, почему «я хочу этого» или же «не хочу». Напишите свои мысли на листе бумаги, так может быть проще.

Попробуйте задать себе четыре «волшебных вопроса» НЛП:

  • Что будет, если я сделаю это?
  • Чего не будет, если я сделаю это?
  • Что будет, если я этого НЕ сделаю?
  • Чего НЕ будет, если я этого НЕ сделаю?

Посмотрите на ответы, подумайте, а потом спросите себя вновь. Ответы могут изменится. Если вы хорошо подумаете. А наградой будет обретение того, что вы действительно желаете.

У вас всегда есть в запасе правильный выбор.

Елена Сычева

наверх