Даосизм даоцзяо

Праздники

Общедаосские торжества

По распространенности даосские праздники условно можно разделить на три группы. К первой группе относятся общедаосские торжества, которые отмечаются даосами практически всех направлений и ветвей. В целом они составляют основу служебного годичного круга в современном Китае. К ним относятся следующие праздники.

1. Трех начал (саньюань) или трех чиновников (саньгуань)

Согласно мифу, Лао Цзы во время нового пришествия в 145 г. передал Чжан Даолину учение, содержащее постулат о том, что вселенная зиждется на трех пневмах (саньци) — сокровенной (сюань), изначальной (юань) и первоначальной (ши) Эти пневмы порождают Небо, Воду и Землю, которые управляются тремя небесными чиновниками. С их культом связаны следующие праздники:

  • Высшего начала — Неба (Небесного чиновника), который приходится на 15-й день 1-го лунного месяца, он известен в народе как Праздник фонарей, завершающий многодневные торжества встречи нового года (Праздника весны)
  • Второго начала — Земли (чиновника Земли) — отмечается в 15-й день 7-го лунного месяца
  • Третьего начала — Воды (чиновника Воды) — в 15-й день 10-го лунного месяца

2. Трех чистейших (саньцин)

Небесных достопочтенных, персонифицированных образов трех чистейших сфер — нефритовой (юйцин), великой (тайцин) и высшей (шанцин). В даосской космографии, определяющей 36 небесных уровней, им соответствуют Небо Цинвэй (Цинвэйтянь), Небо Дачи (Да читянь) и Небо Юйюй (Юйюйтянь), следующие непосредственно за наивысшим уровнем — Небом великих ло (Да лотянь).

В теле человека три чистейших сообразуются с тремя киноварными полями (даньтянь), локализованными соответственно внизу живота, в области солнечного сплетения и в голове. Это основополагающие топографические понятия внутренней алхимии (нэйдань). С культом трех чистейших связаны общедаосские торжества, отмечающие рождество:

  • Изначального Небесного достопочтенного (Юаньши тяньцзунь) — празднуется в день зимнего солнцестояния
  • Небесного достопочтенного Дао и Дэ (Даодэ тяньцзунь) — приходится на 15-й день 2-го лунного месяца
  • Небесного достопочтенного Духовной драгоценности (Линбао тяньцзунь) — отмечается в день летнего солнцестояния

3. Торжества Пяти Ла (У ла)

Круг этих праздничных служб связан с доктринальными представлениями даосов о сложном энергетическом (пневмальном) состоянии единой Вселенной:

  • Ла Неба (Тянь ла) — в 1-й день 1-го лунного месяца
  • Ла Земли (Ди ла) — в 5-й день 5-го лунного месяца
  • Ла Дао и Дэ (Даодэ ла) — в 7-й день 7-го лунного месяца
  • Ла народа (Минсу ла) — в 1-й день 10-го лунного месяца
  • Ла правителя (Ванхоу ла) — в 8-й день 12-го лунного месяца

4. Нефритового императора (Юйхуан)

Верховного владыки, главы бессмертных, почитаемого в даосизме, особенно на народном уровне, как правителя Неба и Земли, Трех пределов и Десяти сторон света. Встреча Нефритового императора (цзецзя), сходящего с небес, происходит в ночь с 24-го на 25-е число 12-го лунного месяца. Все даосы монастыря коленопреклоненно ожидают его прибытия у входа в Нефритовый зал.

Согласно традиционным представлениям, после сошествия на землю, с 25-го дня последнего лунного месяца до 9-го дня 1-го лунного месяца, владыка совершает инспекцию всей Поднебесной, вознаграждая достойных и взыскивая с нерадивых. 9-го числа во всех даосских монастырях проводятся торжественные службы, посвященные рождеству Нефритового императора. Считается, что сюда собираются не только жители Поднебесной, но и обитатели Неба — бессмертные. После обеда в тот же день пышным обрядом проводов верховного владыки завершается многодневный круг посвященных ему торжеств.

5. Рождество Матушки — правительницы Запада (Си ванму)

Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца. В настоящее время под влиянием народных верований этот образ зачастую ассоциируется с женскими божествами-охранителями и чадоподательницами.

6. Рождество Правителя Востока (Дун вангун)

Отмечается в 6-й день 2-го лунного месяца.

7. Рождество божества богатства Цайшэня

Торжества, связанные с его культом, являются самыми популярными и повсеместно распространенными в Китае. В народе встреча Цайшэна традиционно отмечается во время Праздника весны, в 5-й день 1-го лунного месяца. В монастырях дата празднования его памяти — 15-й день 3-го лунного месяца.

8. Рождение бессмертного Гуань Юя

Легендарного военачальника периода Троецарствия и покровителя воинства. Празднуется в 13-й день 5-го лунного месяца.

9. Рождение бессмертного Вэньчана

Покровителя образования и просвещения. Его культ связан с астральным, что определяет особую торжественность жертвоприношений звездам в 3-й день 2-го лунного месяца. До сих пор в народе живо поверье, что появление на небосводе звезды Вэьчана указывает на рождение в Поднебесной нового яркого таланта.

10. Рождение Истинно-воинствующего (Чжэньу)

Даосского бессмертного, усмиряющего нечистых духов и обитателей темного царства. Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца.

11. Рождение Повелителя снадобий (Яован)

Даосского бессмертного, покровителя врачевателей. Отмечается в 28-й день 4-го лунного месяца.

12. Рождение основателя даосского учения Тайшан Лаоцзюня — Лао Цзы

Отмечается в 15-й день 2-го лунного месяца.

13. Рождение первого Небесного наставника Чжан Даолина

Приходится на 15-й день 1-го лунного месяца. Этот праздник наиболее значителен для даосов школы Правильного единства.

14. Рождение праведника Ван Чуняна

22-й день 12-го лунного месяца. Этот праздник наиболее значим для последователей основанной им школы Совершенной истины.

15. Рождение трех владык из рода Мао

Основателей маошаньского направления даосизма: Мао Ина — 3-й день 9-го лунного месяца, Мао Гу — 25-й день 6-го лунного месяца и Мао Чжуна — 2-й день 12-го лунного месяца.

16. Двойной девятки

Повсеместно и широко отмечается в народе как праздник урожая, благополучия, просветления. В даосизме эта народная традиция трансформировалась, объединившись с астральным культом. В 9-й день 9-го лунного месяца даосы прославляют девять Великих императоров созвездия Северного Ковша, вершащих судьбы людей.

Будучи общими, для всех даосов, названные праздники в условиях децентрализации даосского социального института и автономии монастырей не равнозначны для разных обителей. Приоритет и торжественность знаменательных дат определяются исторически сложившимися традициями того или иного монастыря.

наверх

Праздники отдельных школ

Вторую группу составляют праздники, присущие только определенной даосской школе или ветви.

Например, в столичном Байюньгуане, родовой обители ветви Луньмэн школы Совершенной истины, с особой пышностью празднуется рождение ее основателя — праведника Цю Чанчуня (1148-1227). Торжество продолжается 19 дней. Среди насельников монастыря существует предание, что в ночь с 18-го на 19-й день первого лунного месяца праведник, спускаясь на землю, посещает их обитель. Встреча с ним приносит удачу и счастье.

наверх

Местные праздники

В третью группу входят местные праздники, которые обусловлены включением в даосизм локальных культов и традиций. Они создают единое культурно-культовое пространство, объединяющее даосов, представителей народных верований и большинство населения независимо от конфессиональной принадлежности. Примерами таких праздников являются торжества в честь бессмертных — покровителей городов (чэнхуан), имеющие яркую социальную окраску. В Пекине это Ян Шушань, в г. Сучжоу провинции Цзянсу — Хуан Се и т.п. (источник).

наверх

Посты

Важным моментом даосизма является отправление постов: тутаньчжай (пост грязи и угля) и хуанлучжай (пост желтого талисмана), а также празднованию традиционного Нового года по лунному календарю. Тайно отмечается праздник "Хэ ци " ("Слияние духа"), во время которого даосы считают себя полностью свободными от всех половых запретов и ограничений.

Особенно популярны они были перед празднованием китайского Нового года, когда люди старались очистить свои дома от влияния силы инь и обеспечить покровительство силы ян на весь предстоящий год.   В конце января - начале февраля китайцы начинают подготовку к встрече Нового года. В домах делают генеральную уборку, развешивают везде украшения красного цвета (считается, что они приносят счастье), дарят детям новую одежду и игрушки.

Празднование Нового года продолжается несколько дней. Магазины и различные предприятия не работают, люди гуляют на улице, устраиваются фейерверки. Символом мощи небес и высшего проявления силы ян является летящий по небу дракон. Вообще, согласно народным поверьям, драконы являлись повелителями дождя и могли принимать самые разные обличья, например, превращались в облака, прекрасную женщину или источник.


наверх