Легизм

В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых легистов (законников).  Легисты,  главными представителями которых были Цзы-чан (VI в. до н. э.), Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэйцзы (ок.  280 - 233 гг. до н. э.), решительно выступали против пережитков  родовых  отношений  и главного их носителя – наследственной аристократии. Поэтому легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство.

Легисты отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых традициях, они высмеивали конфуцианские этические нормы и  выспренние  рассуждения  о  человеколюбии, долге,  справедливости, братской любви, называя их "игрой в слова" и сравнивая с детской игрой "приготовления  изящных  яств  из песка". Патриархом легистов считается Шэнь Бухай (400—337 до н. э.); его теория государственного управления использовалась в эпоху династии Хань и включена в содержание конфуцианства.

О радикальных взглядах и новшествах, которые легисты внесли в жизнь государства и общества одновременно с острой критикой конфуцианства как своего главного противника, свидетельствует «Книга господина из Шан» (Шан цзюнь шу, III в. до н.э.), приписываемая Шан Яну. «Кто разумен — создает законы, кто глуп — законами ограничен. Кто способен — изменяет порядок, кто неспособен — тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях».

Хань Фэй-цзы (ум. в 233 г. до н э.) — наиболее выдающийся представитель легизма. Ученик конфуцианца Сюнь-цзы. Его идеи применял на практике император Цинь Ши-хуан. Хань Фэй часто использует понятия, выработанные другими школами, по-своему их интерпретирует и наполняет новым содержанием. Это касается, в частности, традиционных конфуцианских категорий порядок (ли), добродетель (дэ) и человечность (жэнь). Много времени он посвящает интерпретации «Дао дэ цзин». В онтологическом аспекте Хань Фэй стремится соединить разные понятия этих школ в новую систему.

«Путь (дао) это то, что делает вещи такими, как они есть, это то, что образует порядок (ли). Порядок — это то, что образует лицо вещей... Вещи не могут наполняться однажды, и в этом проявляются инь и ян». Порядок в обществе — это лишь чисто внешнее сокрытие недостатков. Необходимо заново отрегулировать отношения между людьми, и в частности между правителем и обществом. Так, правитель только издает законы (фа) и указы (мин), в глубь же интересов общества не проникает (у вэй), ибо в рамках этих законов выработана лишь система наград и наказаний.

В противовес конфуцианскому учению об управлении,  основанному на принципах жэнь и ли, легисты выдвинули теорию государственного правления в соответствии и на основе законов (фа).  Главную роль они отводили единым,  обязательным для всех законам и абсолютной,  ничем не ограниченной, власти правителя.

Хань Фэй-цзы, например, считал, что отсутствие твердо установленных законов в стране приводит к тому,  что подданные обращают внимание лишь на личное обогащение,  на удовлетворение своих корыстных  интересов, подрывая, тем самым, "основу государства". "...Спокойствие для народа и порядок в стране возможны лишь в том случае,  если будет устранена  корыстность,  будут проводиться в жизнь государственные законы", - говорил он.

Хань Фэй-цзы требовал,  чтобы законы были  обязательны для всех, и не признавал привилегий отдельных групп людей. "Подобно шнуру, который не дает кривой линии при вытягивании, законы не отдают предпочтения знатным...  Наказание за преступление должно распространяться и на сановников,  а вознаграждение за заслуги  не  должно обходить простого человека".

Хань Фэй-цзы указывал на две стороны закона -  вознаграждение  и наказание,  при  помощи  которых  правитель  подчиняет себе подданных. "Подданные, - говорил он, - боятся наказания и любят вознаграждение, поэтому  правитель  проводит эти меры для того,  чтобы они боялись его власти и служили его интересам". Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже проводить наказания.

Он считал, что поощрения или награждения человек должен заслужить своим трудом и подвигами,  а строгие наказания нужны для того,  чтобы люди боялись закона и не осмеливались  совершать  преступления.  Таким образом,  резюмирует Хань Фэй-цзы,  "наказания упраздняются наказаниями",  исчезают преступники и в стране воцаряется спокойствие.

Легисты считали,  что если будут хорошие законы,  то и самый заурядный человек может быть мудрым правителем. "Государство – колесница правителя, положение - его лошадь; если он управляет страной, не применяя искусства управления,  - говорил Хань Фэй-цзы,  - то,  хотя он будет и сам неустанно трудиться,  ему не избежать беспорядка.  Если он управляет,  применяя искусство управления,  то,  хотя он и будет  жить праздно, все же станет мудрым правителем...".

Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой  поруки и всеобщей слежки - вот что должно было обеспечивать единство государства и прочность власти правителя.  Эта идеология сыграла  большую  роль в создании единого,  централизованного государства Цинь.

Легисты разделяли с моистами идею о выдвижении талантливых людей вне зависимости от ранга, знатности и родственных отношений с правителем.  Теоретически легисты,  как и моисты, выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека. Идея Мо-цзы: "Если человек имеет способности,  то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником", - полностью разделялась  как Шан Яном, так и Хань Фэй-цзы.

Особое значение легисты уделяли хозяйственной  функции  государства,  его регулирующей роли в экономике,  в поддержании цен на рынке и т.  д. Главной задачей верховной власти они считали заботу о поддержании  земледелия и создании сильной армии.  "Благосостояние страны – в земледелии", - говорил Хань Фэй-цзы. Для крепления власти правителя легисты предлагали (и  это было осуществлено и проводилось в жизнь в течение многих веков почти всеми китайскими династиями)  ввести  государственную  монополию  на разработку естественных богатств и передачу доходов в государственную казну.

Хань Фэй-цзы и представители школы легистов исходили из того, что природа человека зла. Но они полагали, что изначальное звериное, заложенное в человеке, не может быть изменено воспитанием, проявление злой природы человека может быть лишь предотвращено строгими законами,  системой наказаний и поощрений. Свои взгляды о злой природе человека легисты пытались даже обосновать ссылками на то,  что человек вышел из животного мира.

Человек стремится к личному успеху, и это следует использовать в общественных отношениях. Подданный продает свои способности, чтобы взамен получить нечто полезное и выгодное. Законы служат для регуляции этих отношений. «Если изменяются законы (фа) и указы (мин), то изменяются выгода и невыгода. Меняются выгода и невыгода, меняется и направление деятельности людей. Значит, не просто порядок, но законы правителя «создают» людей. Место правителя определено божественными небесами. Свое понимание закона Хань Фэй противопоставляет аналогичным понятиям других школ, интерпретируя их по-своему.

Подобным образом дается объяснение сути развития общества. Нельзя повторять прошлое. Новой исторической действительности должны соответствовать новые способы управления. Оглядки на порядок в конфуцианском смысле бесполезны и находятся в противоречии с характером новых законов. Хань Фэй выступил против других школ, воспевающих прошлое и отвергающих современность. Император Цинь Ши-хуан, виднейший из правителей династии Цинь, очень уважал Хань Фэя и поэтому под страхом смерти запретил деятельность других школ и учений. Их книги сжигались. Сам Хань Фэй в условиях этой связанной с его именем атмосферы насилия и жестокости кончил жизнь самоубийством.


наверх