Живая этика - Агни-йога

Живая Этика англ. Living Ethics, нем. Lebendige Ethik, фр. Éthique de Vie) — имеет также второе равнозначное, но менее употребительное название — Агни Йога (Агни-йога) (англ. Agni Yoga,финск. Agni Jooga, лтш. Agni Joga) — философско-этическое учение, затрагивающее все стороны бытия — от космологических вопросов до повседневной жизни человека, основанное на книгах, написанных в первой половине XX века супругами Еленой и Николаем Рерихами.

Агни Йога не является ни религией, ни наукой в общепринятом, привычном смысле этого слова. Ее не следует считать также модернизацией восточных йогических школ или некой обновленческой "живой" церковью. Она не может рассматриваться как философская система в духе европейских классических традиций и экзистенциальных построений.

Агни Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения, искусство правильного внешнего поведения и методы преображения внутреннего мира, этический принцип добра и эстетический принцип красоты, практику углубленного сосредоточения и систему активной деятельности.

Многосторонний духовный синтез, присутствующий в Агни Йоге, не есть синтез вторичный и выстроенный в рационалистическом западном плане. Это первичный изначальный синтез, мировое откровение и провозвестие, данное с того уровня высочайших духовных измерений, где все перечисленные выше противоположности растворены в нерасторжимом божественном единстве. Каждое новое провозвестие по своей сути не отменяет предыдущее, но вбирает в себя его духовное ядро.

Прежде всего, Агни Йога - это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы. Она не просто провозглашает необходимость улучшения своего характера и души, но и подробно показывает, как достичь желаемого совершенства, что нужно сделать, чтобы и внешний и внутренний мир, в конце концов, были преображены. Поскольку предлагаемые методы совершенствования не просто ориентированы на жизнь, но и жизненны и действенны по своей сути, Учение называется также - Живая Этика.

В то же время Учение носит название огненной йоги, которая направлена на пробуждение в человеке скрытой энергии организма и психики, а также на использование творческих сил сознания и сердца. Являясь изначальной и необыкновенно тонкой, психическая энергия имеет исключительное значение для всех видов деятельности человека. Благодаря влиянию этой силы этическое начало из области благих пожеланий переходит в сферу действия.

Важнейшая сторона Учения  - его космизм, вселенское измерение и масштаб, которые оно придает человеческим попыткам сделаться лучше и совершеннее. Эволюция человека, с точки зрения Агни Йоги, - это, прежде всего, космическая эволюция, предполагающая расширение индивидуального сознания до беспредельных размеров, установление связей с тончайшими пространственными энергиями, лучами и разумными существами вселенной, что возможно, в свою очередь лишь при помощи многообразной внутренней работы по одухотворению космоса.

Придавая большое значение религии в истории человеческого общества, Живая Этика на современном этапе отводит основную роль такой форме познания как наука. «Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претвориться в научные формулы».

Живая Этика в своем понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всех явлений Мироздания. Феномены, не поддающиеся пока научному объяснению, обязательно получат научную интерпретацию, и их сущность будет раскрыта в процессе познания. Согласно Живой Этике, область науки не может ограничиваться изучением только биологических объектов, она должна исследовать психические и духовные явления, такие как душа (психея), сознание, мысль, психическая энергия, проблема бессмертия и смысла жизни, которые относились ранее к сфере религии «Наука пусть шире ведет к познанию неограниченному».

Эти идеи Живой Этики схожи с программой Теяра де Шардена, который считал, что «удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире». Живая Этика утверждает, что для выполнения своей роли наука должна претерпеть существенные изменения, отбросив устаревшие догмы, став более открытой и более одухотворенной.

Также она должна быть этической, непредубежденной и принимать различные формы знания. Новой науке необходимо использовать духовные наработки человеческой культуры. Она должна выйти на новый уровень изучения тонких явлений, которые требуют научных объяснений и научной практики. В качестве основного научного метода Живая Этика видит опытное познание.

«Мир будущий, мир высший грядет в доспехе лучей лабораторных. Лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет выявлена наглядная разница в ее качестве, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание высших законов, и отсюда и познание высших целей, которое поведет к преображению всей материальной природы. Преображенная природа и преображенный дух народа подскажут и новые лучшие формы устроения всей жизни».

Об основателях

Путь Николая и Елены Рерихов к выполнению ответственной миссии был непростым. Каждый из них до встречи в одиночку преодолел жизненные трудности, смутно предчувствуя ждущие их впереди великие задачи. Николай Константинович в молодости искал себя в постижении основ древнерусского искусства, истории, археологии. Елена Ивановна тянулась к познанию философии, пристально изучала религии Востока. В дальнейшем внутренняя погруженность в духовный мир Азии у обоих Рерихов становится главным содержанием их жизни.

После отъезда из России и длительных странствий по Европе они на несколько лет оседают в Америке, где ведут широкую культурно-просветительскую деятельность и готовятся к трансгималайскому путешествию. Мечта о путешествии на Восток в Индию родилась у Рерихов значительно раньше, еще в 1913 году, однако оформилась в твердое решение лишь за границей, причем немалую роль здесь сыграла их личная встреча с представителями Великих Учителей Востока - Гималайских Махатм в 1924 году в Лондоне.

О Великих Учителях и связанной с ними сокровенной духовно-эзотерической традиции ученичества Рерихи узнали еще в Петербурге. Сосредоточенность на этой проблеме и интенсивность поиска духовных контактов с ними была у Елены Ивановны столь велика, что принесла ей, в конце концов, высокое мистическое переживание, которое помогло установлению сознательных духовных контактов с Учителем. Эта тончайшая связь постепенно крепла, становилась все более прочной и вот, наконец, в 1920 году получила свое материальное воплощение. День 24 марта этого года стал днем начала первых записей Учения и потому в кругу последователей Агни Йоги считается днем Учителя.

Интересен был сам способ, с помощью которого Рерихи получили Учение. Он не принадлежал к числу широко распространенных устных вариантов передачи знания от учителя к ученику. Скорее он принадлежал к традиции прямого непосредственного получения боговдохновенных истин, к которому были склонны и пророки. Из двух наиболее известных каналов принятия высоких откровений - ясновидения и яснослышания - Рерихи оказались более предрасположенными к последнему каналу, считающемуся в эзотеризме наиболее высоким и точным. Тексты, воспринятые благодаря яснослышанию, считаются наиболее точными и сознательно записанными по сравнению с иными записями мистического толка.

Они отнюдь не совпадают с автоматическим письмом или иными разновидностями медиумического восприятия. Оно не может также быть отождествлено с восприятием собственных интуитивных прозрений или вслушиванием во внутренний диалог с самим собой, в поток сознания. Яснослышание предполагает высочайшую степень уровня бодрствования и сознательности. Интенсивность внутреннего состояния сознания при истинном яснослышании столь велика, а степень психоэнергетического наполнения столь впечатляюща, что человеку становятся доступны тончайшие звуковые вибрации.

Яснослышание всегда опирается на углубленную медитацию и слышание так называемого голоса безмолвия - мощнейшей вибрации огненного духовного мира, доступного для восприятия человека лишь при напряженной внутренней работе. По сути яснопонимание - это восприятие голоса Духовного Мира, Учителя, Бога, принявшего звуковой образ для того, чтобы быть понятнее и ближе звучащему любовью сердцу ученика. Вслушиваясь в глубинное звучание Бога в собственном сердце, воспринимаемое вначале как нерасчлененный звук Безмолвия, ученик начинает различать отдельные ноты и модуляции этого высокого космического оркестра.

Сквозь Безмолвие, называемое на Востоке "Шабда-Брахманом" или "Брахманом звучащим", в чуткое бодрствующее сознание ученика постепенно пробиваются возвышенные сообщения неба, чистая речь Творца. Божественное неделимое Слово превращается в слова Духовного Учителя, передающиеся по тончайшему космическому эфиру, вначале едва различимые и малопонятные, затем все более ясные и четкие.

В сравнении с ясновидением яснослышание считается эволюционно более высоким видом общения с Богом, поскольку оно предполагает достижение более полного с ним слияния благодаря звуковой объединяющей безмолвной вибрации. При ясновидении же мир остается поделенным на воспринимающий субъект и воспринимаемый объект. В своем высшем проявлении ясновидение подводит к следующей стадии слияния с Творцом - и трансформируется в яснослышание.

Как замечает С. Ключников, все виды общения ученика с Учителем - и ясновидение, и яснослышание, и яснопонимание не относятся к духовнопсихологическому знанию и психотехнике одних лишь эзотерических школ. История традиционных религий полна упоминаний о различных мистических переживаниях, во время которых святые и подвижники созерцали различные высокие видения, беседовали с ангелами и архангелами, и, наконец, достигали состояния всеобъемлющего озарения, после чего получали ключ к пониманию истинной природы вещей и событий. Эзотерические учения лишь обобщили и углубили этот опыт.

Изучение биографии Елены Ивановны и Николая Константиновича показывает, что духовный канал общения с Учителем также формировался ими через прохождение этих трех стадий. Вначале тонкие знаки и видения, завершившиеся озарением Елены Ивановны и ее первым контактом с одним из Великих Учителей, затем безмолвное слияние с Учителем, Богом и Творцом, увенчавшееся подвигом ясного понимания Учения жизни во всех аспектах.

Николай Константинович проходил сходный путь посвящения в Истину. По словам исследователей, к моменту появления первых записей Агни Йоги сознание обоих Рерихов было вполне подготовлено к восприятию огненной мудрости Провозвестия. Николай Константинович принял самое активное участие в получении этих записей, в духовной настройке, открывающей доступ к этой высокой и прежде закрытой информации.

Тонкий характер всех сообщений, получаемых Еленой Ивановной от Великих Учителей Востока и составивших Учение, приучил ее к тщательной проверке всех своих тончайших чувств и переживаний. Рерихи понимали, что духовный аспект общения с Учителями предполагает прохождение высшей посылки через астральный план, изменчивый, полный иллюзорных ловушек и способный исказить тонкое сообщение.

По свидетельству биографа рериховской семьи П.Ф.Беликова, Елена Ивановна тщательно проверяла все сообщения: "Подобные проверки помогали проводить разные пути общения - ясновидения, яснослышание, письменные доказатальства. Все они сверялись и, пройдя сознательную проверку, попадали в книгу Учения". Все полученное из тонкого мира сверялось с физическим измерением. Это дало высокую достоверность записываемым текстам.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Сергей Ключников. Введение в Агни Йогу.
  2. Баныкин Н.П. Семь лекций о живой этике.
  3. Электронная энциклопедия «Википедия» >>>

наверх