Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Традиции

В разделе «Религия» мы говорили о том, что каждая религия с самого ее зарождения делится на два направления. Первое — массовое, или направление большинства, представляет собой церковную организацию (духовенство, храмы) и верующих (приходящих в храм для молитвы, выполнения обрядов, ритуалов). Второе — это малочисленное направление, закрытое для непосвященных, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках.

Именно это и является эзотерикой. Для последователя эзотерики важно не выполнение обряда или соблюдение заповедей, а получение мистического опыта, который в силах изменить всю сущность человека. Почти тождественным эзотерике является мистицизм (от греческого «мистикос» — таинственный). Мистика — это расширение границ своего восприятия и выход за пределы материального мира. Мистик постигает тайны бытия человека и Вселенной, смысл жизни не с помощью веры, а на собственном опыте, изменяющем его жизнь (источник).

Эзотерические традиции религий существуют уже множество веков, в отличие от мистических учений (школ), которые отнесены нами к «мезотерике». На нашем сайте мы рассматриваем следующие эзотерические традиции:

Исихазм. Термин «исихазм» произошел от греческого «исихия» - «внутренняя тишина». Традиция исихазма, или священного безмолвия, признанная квинтэссенцией православного религиозного типа и стиля, создала и накопила комплекс наблюдений, подходов, практик, охватывающих важнейшие стороны природы и деятельности человека. Это - своего рода междисциплинарное знание о человеке, которое сведено в строгое единство и цельность: оно всюду подчинено единому взгляду на человека, единой концепции сознания и единой задаче, что состоит в осуществлении определенной антропологической стратегии.

Исихазм является религиозным и мистическим составляющим Православия в Христианстве. В типологических и историкокультурных аспектах феномен православного исихазма стоит в ряду мировых традиций духовной практики, мистических или мистикоаскетических школ с детальным каноном и многовековой историей, как йога, дзен, даосизм, суфизм.

Гнозис. Термин «гнозис» происходит от древнегреческого «gnosis», означающего – знание. Христианская эзотерическая традиция, основоположником которой являлся Иисус Христос. Согласно традиции эзотерического христианства после своего воскресения Христос поведал своим ученикам (Иакову, Иоанну и Петру) основы гнозиса. Гностическое знание, включая в себя основы кабалистического учения древних иудеев и опыт просветления Будды, несет в себе новое открытие тайны духовной иерархии, богоподобной природы человека, пути достижения Царствия Божьего через искусство любви, утверждении истинной Церкви Божией на земле.

Последователи Игнатия Лойолы (основателя ордена иезуитов, католицизм) и Малабары. Сегодня многие ищут способ медитировать. В Католической Церкви есть метод св. Игнатия. Св. Игнатий разработал его для того, чтобы подняться над уровнем размышления, однако, как правило, всё заканчивается именно на этом уровне. С помощью этого метода можно медитировать на том или ином отрывке из евангелия, а затем двигаться к более глубокому уровню единства с Богом и Христов, чтобы подняться к Высшей Цели, которая находится за пределами слов, мыслей, образов и выше любого сотворённого объекта.

Суфизм.  Этимологическое значение термина «суфий» - «облаченный во влясяницу» (от арабского «суф» - шерсть). Но сущностное значение термина «суфий» определяется его родством с древнегреческим термином «софос», означающим мудрость. Непреходящая мудрость и нравственная чистота – отличительные особенности суфия. Культивированием этих качеств в человеке и занимается суфизм. Суфизм является эзотерической традицией в исламе. Эта традиция отчасти является преемницей – Каббалы и гнозиса, а так же вобрала в себя опыт пробуждения, характерный для таких традиций как йога, дзэн и дао.

Основываясь в первую очередь на авторитете учения Мухаммеда (текстов Корана), суфизм никогда не отрицал авторитета Торы и Евангелий. Но, несмотря на определенную долю эклектики, суфизм представляет самостоятельную традицию, имеющую свой собственный корень существования - Коран.

В Тибетские традиции включены эзотерические направления религий, существующих в Тибете. Эти направления придают огромное значение практике, это традиции, передающиеся от учителя к ученику и требующие получения посвящений.  В рамках этого направления мы рассматриваем такие традиции, как Ваджраяна, традиция Шести Йог Наропы, практики Дзогчен и Махамудры, традицию Бон.

Индийские традиции. Есть сотни тысяч мужчин и женщин в этом мире, которых сильно привлекает оккультное и сверхъестественное. Есть также сотни тысяч, для которых тайна существования обладает непреодолимой привлекательностью, и много других, имеющих неудержимое желание обрести оккультные силы и "психические" сверх-способности. Эти искатели обращаются к йоге, мистическим практикам тантры, к спиритизму, психическим исследованиям, оккультным практикам и духовным дисциплинам, чтобы удовлетворить свои стремления.

Основная цель индийских (впрочем, как и многих других) традиций -  как раз вовлечь в душу исследование ее собственной тайны с тем, чтобы найти ответ на вопросы, возникающие в сознании почти каждого человека, - вопросы о проблеме собственного существования. Завершением этого исследования является освобождение, то есть обретение душой знания себя. В рамках этого раздела мы рассматриваем следующие эзотерические традиции: 

Каббала – древнеиудейская эзотерическая традиция, основоположником которой на атлантском этапе развития человечества являлся Адам, а на арийском этапе - Авраам. Сам термин «каббала» означает «воспринятое предание». Цель этой традиции – развить в человеке шестой орган чувства, благодаря которому человек в полной мере сможет ощутить живого Бога. Изучение Каббалы позволяет постичь Смысл всех смыслов, так как в ней излагается происхождение и сущность нашего мира, а также структура высшего мира.

Именно Каббала является родоначальницей той ветви эзотерики, происхождение которой было вызвано волеизъявлением самого Творца. И первоначально, восприятие происходило не от человека к человеку, а от Бога к человеку. Достойными наследницами Каббалы впоследствии стали такие традиции, как гнозис и суфизм.

Хасидизм - (от евр. хасид - благочестивый) - религиозное движение, возникшее в XVIII веке среди евреев Польши, Литвы и России. Основатель - Израэль бен Елиэзер (Бешт) (1700-1760). Данное учение, распространившееся среди беднейших слоев еврейской общины, как протест против засилья раввинов и богатых евреев, противопоставлялось учению раввинов и было направлено на подрыв их влияния. Учение Бешта во многом опиралось на Каббалу и отличалось крайним мистицизмом.

Он учил, что вне и кроме Бога ничего не существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью служение Богу, познание божественных тайн и слияние с Богом. А так же тому, что эта цель может быть достигнута не изучением Торы и Талмуда, чего требуют раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех религиозных заповедей - благочестивым поведением. Хасидизму присуще "миссионерское" стремление вернуть к вере евреев, отошедших от иудаизма или принявших другую религию.

Путь Воина (традиция Толтеков) - это эзотерическая школа, основанная перуанским писателем-мистиком Карлосом Кастанедой (1925-1998). Данное учение основано на великом наследии магического искусства древних тольтеков. Согласно этому искусству, смыслом жизни человека является обретение духовной свободы, чтобы с ее помощью стать самим собой. Человек, который стал свободной личностью - это и есть Воин Света.

Зерванизм (Зороастризм). На более глубоком (эзотерическом) уровне в зороастризме существует учение о времени (Зерване), в котором в качестве уровня выделяется Зерван Акарана  -  первичный исток всего мироздания, Абсолютное начало Вселенной, непознаваемый Абсолют, за пределами возможного познания, Бесконечное время.

Есть разные языки приобщения к Божественной мудрости: первый язык — музыка, второй — язык символов, посредством созерцания и сочетания, написания символов; третий — язык образа и мифа; четвертый — язык числа и математика. Астрология — это соединение нескольких языков, тут есть и символ, и число, и проекция музыки, потому что аспекты — это, по сути, комбинирование нот в аккордах.

И, наконец, пятый язык — это язык времени, язык Зервана. в конечном времени он проявляется как циклы, спирали. В бесконечном времени он невыразим, нами непознаваем. Он может быть познан только отдельно каждым. Его сообщит Зерван, или ангелы Зервана по закону сообщающихся сосудов. Он может быть передан только через вашу внутреннюю сущность, ваш внутренний.

Дао – древнекитайская эзотерическая традиция, выросшая на основании учения Лао Цзы, жившего в Китае на рубеже 6-5 вв. до н. э. В переводе с китайского дао означает «путь». Даосская традиция представляет собой огромный опыт людей, достигших просветления самостоятельным путем. Она, как и дзэнская традиция, принадлежит к линии развития, которую условно можно назвать «путь просветления, или пробуждения» (путь Будды). В даосизме есть много сходного с дзэном и йогой, но есть и отличительные черты.

Наиболее важные особенности даосской традиции это постижение гармонии мира и обретение внутренней гармонии с помощью естественных сил природы, на которых выросла современная альтернативная медицина. Внутренняя алхимия в даосизме – это учение более тайного уровня, Учение об обретении Единства. Причем не физического или жизнепроявления сознания, а достижение особого состояния, являющего собой Высшее возможное достижение человека в сфере Духа.

Дзэн, дзен (от яп.; санскр. ध्यान дхья́на, кит.  чань, кор сŏн) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесённое в Японию из Китая в XII веке. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу. Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори. Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления. Точнее говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу».

Кроме того, путь к видению собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

Восточные боевые искусства. Боевые искусства Китая и Японии — это, прежде всего, именно искусства, способ развития «духовных способностей самурая», осуществление «Пути» («дао» или «до») — пути воина, пути меча, пути стрелы. Бусидо, знаменитый «Путь самурая» — свод правил и норм для «истинного», «идеального» воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзадзэн, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти.