Зерванизм

Учение о времени

Есть разные языки приобщения к Божественной мудрости: первый язык - музыка, второй - язык символов, посредством созерцания и сочетания, написания символов; третий - язык образа и мифа; четвертый - язык числа и математика. Астрология - это соединение нескольких языков, тут есть и символ, и число, и проекция музыки, потому что аспекты - это, по сути, комбинирование нот в аккордах.
И, наконец, пятый язык - это язык времени, язык Зервана. в конечном времени он проявляется как циклы, спирали. В бесконечном времени он невыразим, нами непознаваем. Он может быть познан только отдельно каждым. Его сообщит Зерван, или ангелы Зервана по закону сообщающихся сосудов. Он может быть передан только через вашу внутреннюю сущность, ваш внутренний Идам. «Времен связующая нить», П.П. Глоба

На более глубоком (эзотерическом) уровне в зороастризме существует учение о времени (Зерване), в котором в качестве уровня выделяется Зерван Акарана  -  первичный исток всего мироздания, Абсолютное начало Вселенной, непознаваемый Абсолют, за пределами возможного познания, Бесконечное время. Он исток, дающий начало творения. Ахура Мазда и Ангра-Майнью происходят от него, но он ответст­венен только за их создание. Он абсолютно не несет ответственности за все, что они соз­дали. Поэтому во всех учениях зерванитов сказано, что Зерван - это Творец, который не произвел творения. Он лишь основа, мысль, дающая импульс, подобный взрыву.

В современной науке Зерван подобен боль­шому взрыву, из которого произошла Все­ленная. И от­сюда вытекает то, что надо познавать все, что связано с циклами Времени, которые помогут человеку найти путь к первоистоку. Все, что связано с временными циклами, и все те природные циклы, на которые мож­но ориентироваться, являются источника­ми познания Зервана, Господа Бога. Знание этих циклов позволяет человеку восстано­вить свой исток. Отсюда пристальный инте­рес к небесной механике, к любым небесным циклам, к астрономии, астрологии, благода­ря которым человек не сможет заблудиться в мире. Это путь возвращения к истоку.

Зерван - как первый взрыв, как толчок, первоначало, идея. Первичная мысль. Но идея от начала мира до конца мира, поэто­му Зерван является одновременно руководи­телем всех временных циклов, осуществляет контроль над всем от начала и до конца миро­здания и проявляется в виде времени. Все проявляется во времени. Это основополагаю­щая теория мироздания. Это основа зерванизма и основоположение зороастризма.

Здесь различают  два вида зороастризма - традиционный и гатический (Гаты – гимны Зоратуштры). В Гатах Зерван назван началом. В начале были два разных духа. Но начало, исток, который поро­дил того и другого - это Зерван. Не может быть двойственности в начале, оно первичное, едино. Из одного потом появляются два

Исходя из того, что зерваниты верили, что Зерван - первооснова ми­ра, что с ним связано прошлое, настоящее и будущее, они считали особо важным позна­ние этих циклов, что и делали при помощи астрологии. Для зерванистов астрология яв­ляется лучшим средством познания человека и мира. Есть другие средства, но это главное.

Проявлением Зервана является пустота, которой нет и которая одновременно присутствует во всем, в которой есть все. Она обеспечивает взаимосвязь всего сущего, единство всего мира, принцип всеобщего подобия. Эта пустота присутствует в человеке, и именно в результате контакта с ней, достигаемого, в частности, отключением сознания, проявляются все «сверхвозможности» людей.

То есть человек в себе воспроизводит ту начальную пустоту, начальную точку, которая дала начало мирозданию, тот момент, когда мир еще не появился и не было еще никакого выбора (пустота – дверь Зервана). В этом состоянии заключена огромная сила. В этот момент абсолютного пустого сознания любому человеку можно дать установку на добро или на зло.

Другим проявлением Зервана является время как условие, форма проявления  и воплощения творения. Время может ускоряться, замедляться, становиться дискретным и так далее. В Авесте выделяется две формы времени. Время конечное, ограниченное (настоящее, прошлое и будущее), трехликое, называемое Зерван-карана. Это время фатально связывает прошлое с будущим, не дает свободы выбора, оно предопределено. Вторая форма времени – Зерван-акарана, время бесконечное, беспредельное время, вечное время, соединяющее прошлое, настоящее и будущее в одну точку. Это время дает возможность выбора, выйти за пределы предопределенности, подняться над этим.

В каждом человеке есть и то, и другое. Бытие человека определяется тем, с какой формой времени он себя отождествляет (фатум, рок или свобода выбора). Бесконечное время познать нельзя, но, как пишет П.П. Глоба, приблизиться к нему можно через состояние пустоты.

В зерванизме мир рождается из абсолютной пустоты и развивается во времени. Конкретные же очертания ему придает Создатель, Творец, он же устанавливает в нем свои Законы. В соответствии с зерванизмом, пишет П.П. Глоба, каждый человек, отработав свою программу, может получить от Зервана возможность создать свой мир, построить его по своим законам. И возникает новая Вселенная, все повторяется вновь, но уже на новом уровне, потому что каждый человек уникален.

Мистерия борьбы Добра и Зла принимает в зороастрийской традиции поистине космические масштабы, в нее вовлечены звезды, планеты, кометы и прочие космические тела. Авестийская астрологическая система базируется на представлении о судьбе человека как о мистериальном микрокосмическом театре военных действий, в котором совокупное влияние добрых звезд и созвездий противостоит зловредному действию оскверненных планет, астероидов и разного космического мусора.

Но как бы то ни было, человек сам волен распоряжаться свое судьбой, не смотря ни на какое влияние космических тел, и выбор в своей жизни должен совершить самостоятельно. Зороастрийцы убеждены, что звезды склоняют, но не обязвают.

Каждая жизнь - это определенный этап. Когда мы с честью выполняем урок, то мы, так сказать, получаем "стипендию" или "премию", нас награждают и перед нами открывается то, что мы считаем понятным извне. На самом же деле мы открываем себя изнутри. Только потом человек понимает, что то, что вне и внутри его, едино. Но пока человек к этому придет, он должен пройти достаточно большой путь.

Этот путь, данный каждому человеку, исходя из того, что было у него до рождения, предыдущего опыта, - и есть его программа, которую вы наметили себе до появления на этом свете. Этот путь намечает Вам дорогу в будущее, к Вечности, как говорили в Авесте, к Зервану (Акарана), т. е. к тому самому Великому Неназываемому Пределу, Великому Ничто, который включает в себя понятия всего Космоса и за которым открывается нам то, что никто из нас не знает.

Поскольку у человека есть грехи, отягощенные злом, а раз он отягощен злом, то ограничен временем, временем Карана.  Пока он ограничен и в себе это время не изживет, он будет рождаться, рождаться, рождаться и постоянно повторять мироздание от начала до конца. Знание гороскопа, в частности, дает ключи к победе над временем. Даже если человек поймет, что у него в этой жизни слишком мало данных, чтобы полностью победить зависимость от времени, то хотя бы хоть немножко, хоть два-три шажка он сделать сможете.

Если есть в гороскопе хоть какой-то шанс победы над временем, то можно остановить этот процесс; можно поменять что-то во времени, жестком, неизбежном, которое человека ведет от рождения к смерти. Чем больше освобождаться от вирусов зла, накопившихся в собственной природе, тем больше шансов побеждать неизбежность во времени, свою собственную зависимость от времени. Время необратимо только для злодеев, только для тех, кто хоть как-то попал в петлю Аримана. А для всех остальных это время имеет различную величину, это время бесконечно. Гороскоп - это ключик. Почти весь зерванизм построен на астрологии, частью которой является зороастрийский календарь.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. П.П. Глоба. Заратуштра – смеющийся пророк, Оракул №3, 1999 >>>
  2. Материалы интервью между П.П. Глобой и Камраном Лорианом (мобед г. Йезда) - «Путь возвращения к истоку» >>>
  3. Календарь зороастрийский. Статья >>>
  4. П.П. Глоба. Мистика календаря >>>
  5. П. Глоба. Союз светил. Авестийское астрологическое общество «Сам себе астролог». – Санкт-Петербург, 2006
  6. Павел Глоба. Когда наступит день. Сакральный календарь древних Ариев. – Минск, АРБА,1997
  7. Павел Глоба, Тамара Глоба. Лекция по астрологии. Первый курс
  8. Календарь зороастрийский. Год Филина./Под ред. Н.М. Малахова, А.Л. Валяева – Мн.: АРБА, 2000
  9. «Введение в зороастризм». Эрвад Рамияр Первез Каранджия (Перевод Е.Лугова) >>>
  10. Дополнительно >>>

наверх