Суфизм

Основные идеи

Слову «суфизм» (тасаввуф – араб.) было дано множество толкований самыми разными комментаторами. Ученые разошлись во мнениях о происхождении этого слова и возводили его к нескольким корням. Далее приводятся наиболее известные утверждения на этот счет.

  1. От слова "суфат" (шерстинка). Объяснением этого служит то, что суфий ощущает себя перед Всевышним подобно брошенной шерстинке

  2. От слова "сыфат" (свойство), так как суфий воплощает в себе лучшие из человеческих качеств

  3. От «сафа’» (чистота). В этой связи Абуль Фатх аль-Бусди отметил: «Люди спорят о слове «суфий» и расходятся во мнениях. Многие полагают, что оно происходит от «суфф» (шерсть). Я же не отношу этот термин к кому-либо иному, кроме как к человеку, который очистился, - он и есть суфий»

  4. От "суффа" (скамья). Ахлю суффа («люди скамьи» – неимущие сподвижники Пророка (мир ему), жившие в его мечети в Медине) - это первое поколение суфиев. Их искреннее богослужение является высшим идеалом, к которому стремились мусульмане на протяжении всей истории. Всевышний Аллах так восхвалил их в аяте: «Так терпи же вместе с теми, кто взывает к Господу» (Сура «Аль Кахф», 28)

  5. От слова «сафф» (первый ряд). Считалось, что суфии, проявляющие особое рвение и усердие в богоугодных делах, находятся в первом ряду из-за их приближенности ко Всевышнему Аллаху

  6. От слова слово «суф», что в арабском языке означает шерсть. Суфии надевали накидки из грубой шерсти из-за ее простоты

Употребление термина «суфизм» не исключает каких-то иных названий для выражения его сущности, - нравственная, духовная сторона Ислама, наука ихсана или же любое другое, соответствующее его сути и содержанию.  Широкое же использование именно слова «суфизм» обусловлено, в первую очередь, тем, что выдающиеся мусульманские богословы приняли это название и то содержание, которое оно несет, передав его от предшествующих наставников и ученых с первых веков Ислама вплоть до сегодняшнего дня.

Традиция суфизма берет свое начало от Пророка Мухаммеда, тем не менее, теоретические основы суфизма разработаны были в IX в. арабскими подвижниками Зу - н - Нун аль - Мисри и Абу Абдаллах аль-Мухасиби. В основе учения суфиев лежал мистический транс, как основной источник истинного знания. Человек, который пришел в суфийскую школу, чтобы получить необходимое сакральное знание, именуется мюридом. Отныне его практика будет находиться под зорким взглядом учителя – человека, который смог стать арифом, т.е. мистиком, достигшим непосредственного ощущения Бога и знающим по собственному опыту, кто такой Творец.

Суфизм представляет собой три основные ступени познания Творца, в результате которого человеческая душа достигает своего окончательного воссоединения с Ним – первопричиной своего существования и вечным живым источником своего наличного бытия. Эти три ступени богопознания именуются так: Шариат, Тарикат и Хакикат. “Эти ступени таковы:

1. «Уверенное знание»; объясняется путем такого сравнения: мне неоднократно объясняли, доказывали научно, что огонь жжет, и я в этом твердо уверен, хотя я этого на опыте и не испытал; это обычное логическое знание, свойственное всем, кто стоит на ступени шариата;

2. «Полная уверенность» – я видел собственными глазами, что огонь жжет, видел процесс сгорания; такое опытное знание, несомненно, выше и увереннее, чем знание, полученное путем обучения, это то знание, которое путник получает во время прохождения тарика;

3. «Истинная уверенность» – я сам сгорел в огне и так удостоверился в его способности жечь. Т.е., иначе говоря, это идентификация, слияние с наблюдаемым, приводящее к полному исчезновению наблюдающего. Это и есть форма познания, свойственная стадии хакика. Поскольку знание здесь интуитивно, то понятно, что высказывания человека, достигшего этой стадии, будут иметь преимущественно форму символа и станут паралогичны” (Е.Бертельц).

Данное высказывание известного исследователя в области суфизма дает нам еще один ответ на вопрос: почему многие места Писания излагается кодированным языком. Все три ступени лаконично передаются триадой глаголов: "знать, видеть, быть". Пророку Мухаммеду приписывают следующее высказывание: «Шариат – это мои слова, тарикат – мои действия, хакикат – мои состояния». Совершенный человек, по мнению суфиев, овладев знаниями, должен привести в соответствие с ними свой нравственный и житейский опыт. Более того, знание, отделенное от личной нравственности познавшего, не только бесполезно, но и губительно. Оно ведет к тому самому лицемерию, в котором погрязло казенное богословие.

Не отрицая значения логического познания, суфии утверждают, что оно ограничено, ибо ему доступны лишь признаки, свойства, качества, иначе говоря, атрибуты, а не субстанция, не суть. При этом, если первые два этапа обозначают опосредованную языком или чувствами передачу знания, то третья – непосредственное знание, основанное на собственном опыте и переживании этого опыта. Такого рода знание приводит к полноте веры и обладает наивысшим достоинством верности, то есть истиной достоверности (хакк ал-йакин).

Шариат – это основа, тарикат – средство, а хакикат – результат. Шариат постулирует нормы поведения для физического тела человека, тарикат культивирует особые состояния для души, а хакикат к непосредственному ощущению Бога, которое достигается лишь при условии полной слиянности человеческого духа с Духом Творца. Эти три части суфийской практики взаимодополняют друг друга.

Тот, кто придерживается первой, вступает во вторую и достигает третьей. И нет между ними несоответствий или противоречий, поэтому в известных формулах суфизма сказано, что всякий хакикат, не соответствующий шариату, это ересь. Как может хакикат противоречить шариату, когда он является результатом претворения шариата?


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Сайт «Суфизм.ру» >>>
  2. Раздел «Ислам» сайта «Дом Солнца» >>>
  3. Александр Либиер. История Эзотерики. Часть 4. Суфизм >>>

наверх