Каббала

«Термин Каббала означает на древнееврейском не что иное, как «традиция» в самом общем смысле, однако раз он принадлежит к древнееврейскому языку, то нормально, при его использовании в других языках, относить его только к древнееврейской традиции, или (если предпочитают иной, возможно, более точный способ выражения) к специальной древнееврейской форме традиции» (Р.Генон).

Этапы развития Каббалы

Передавалась Каббала всегда из уст в уста, от учителя к ученику. Во все времена, вплоть до 20 века, существовал очень узкий круг каббалистов. В настоящее время Каббала, напротив, получает все более широкое распространение, так как у человечества появляется желание узнать о ней, изучить её, применить эти знания в силу того, что они могут быть нам очень полезны, особенно сейчас, когда мир близок к всеобщему кризису.

Адам

Первого человека, который сквозь наш мир начал ощущать высший мир, звали Адам. Он родился 5765 лет назад. Адаму приписывают авторство первого каббалистического труда «Разиэль Малах» («Тайный ангел»). Это небольшая книжка с чертежами и рисунками, в которой он описывает общую силу, называемую ангелом, управляющую вселенной, и состоящую, в свою очередь, из частных сил («под-ангелов»), более низких по уровню. Он рассказывает, каким образом эти силы устроены, как они между собой взаимодействуют и каково их влияние на наш мир.

Адам подал содержание в иносказательной форме, используя множество метафор. Он чувствовал высшее мироздание в его общем объеме, но у него еще не было аппарата для его описания. Он постигал его, но только чувственно, и как мог, живописал это.

Авраам

Авраам был вторым каббалистом, появившимся через 20 поколений после Адама. Как повествует древний Мидраш, Авраам жил в Месопотамии, в городе, который назывался Ур Халдейский. Естественно, Авраам опирался на книгу, созданную Адамом, она была ему известна. Ее содержание передавалась от поколения Адама до Ноя – 10 поколений, и от поколения Ноя до Авраама - еще 10 поколений. Авраам на основании труда Адама, написал другую книгу, намного более современную, которая называется «Сефер Ецира» («Книга Создания»).

Написав книгу и назвав ее «Книгой Cоздания», Авраам на этом не остановился. Как повествует древний Мидраш, он отделился от того народа, которому принадлежал, и покинул древнюю Месопотамию. Авраам не успокоился на собственном духовном постижении и решил организовать школу. Написано, что Авраам сидел у своего шатра и зазывал к себе проходящих мимо бедуинов, своих собратьев (из того же народа, среди которого он жил). Он угощал их и рассказывал, что такое Каббала, каковы ее возможности и что она дает человеку. В результате, вокруг него собралась группа людей, из которых он постепенно воспитал каббалистов - то есть, ощущающих и постигающих высшее мироздание.

Затем, образовавшаяся группа переселилась на территорию древнего Израиля и стала называться Исраэль (исра-эль – на иврите прямо к Высшему) – то есть, устремленные в Высшее. Это был не народ, а именно каббалистическая группа, которая организовалась под управлением Авраама из людей тех племен, которые жили в Междуречье примерно 4000 лет назад. До сегодняшнего дня многие утверждают, что Исраэль - не нация, не народ, и они правы.

Далее эта группа развивалась, совершенствовала каббалистическую методику, прошла периоды изгнаний, Египетского рабства, пока не появился следующий каббалист - Моисей, который изложил Каббалу в самой известной всему миру книге - в Библии. На иврите она называется Тора, от слова Ор (свет).

Из всех каббалистических текстов книга «Багир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зогара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Багир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего - в комментАрии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К нему постоянно обращался в своем комментАрии к Торе раби Моше бен Нахман (Рамбан). Кроме того, «Багир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зогар».

Впервые «Багир» был выпущен в свет около 1176 г. прованской школой-каббалистов и имел хождение в виде рукописи в ограниченном кругу адептов. Ортодоксальные каббалисты утверждают, что книгу написал выдающийся талмудист I века н. э. Рабби Нехуния бен хаКана. Согласно историкам, Багир был написан незадолго до своего опубликования.

Следующий период ознаменован написанием наиболее знаменитой каббалистичесой книги - Зогар (в переводе с иврита - «Сияние»), написанная согласно ортодоксальным каббалистам во II-III веке н. э. р. Шимоном бар Йохаем и опубликованная в XIII веке раби Моше де-Леоном. Известный религиовед и атеист, крупнейший исследователь каббалы Гершом Шолем утверждал что Моше деЛеон сам написал Зоар и выдал ее за сочинение Шимона бар Йохая. Согласно Шолему, обороты речи и грамматика, встречающиеся в книге характерны для Испании XII века.

По преданию р. Шимон бар Йохай со своим сыном Элазаром 13 лет изучал тайны каббалы в пещере. Позже, Шимон бар Йохай обучал Каббале своих учеников и написал книгу Зогар (или Зоар иногда пишут). Каббалисты считают Зогар основой каббалистической мысли и огромной духовной силой. Многие из них рекомендуют содержать её в каждом доме. Чтение Зогара вслух, не обращая внимание на его содержание, просто для «пользы души» (каббалисты считают, что чтения Зогара имеет положительное влияние на подсознательном уровне), стало распространённым обычаем.

Шимон бар Йохай  создавал Книгу, сидя в пещере вместе со своими учениками. Всего их было десять человек, в соответствии с десятью основными высшими силами, которые называются - десять сфирот. Они написали эту книгу и скрыли ее, потому что она должна была раскрыться только через 2000 лет - то есть, в наше время. По чистой случайности, книга была раскрыта раньше, попав в виде разрозненных листов к одному каббалисту. Из этих фрагментов и была создана книга «Зогар», которая известна нам сегодня. По сведениям, первоначальный ее вАриант «Зогар» был во много раз больше.

На сегодняшний день «Зогар» включает в себя только каббалистические комментАрии на отдельные главы Библии Моисея. В оригинальном виде книга, как она была написана рабби Шимоном, состояла из комментАриев на все тексты Пророков и на все Святые Писания. То есть, труд был раз в двадцать больше по объему, чем тот, что мы имеем сегодня. Книга «Зогар» была скрыта от человечества, начиная со второго века нашей эры, когда рабби Шимон ее создал, примерно до девятого века, когда ее нашли на базаре, среди мусора, и собрали из разрозненных листочков. Книга попала уже в собранном виде к испанскому каббалисту Моше дэ Лиону.

Это был очень богатый человек, он купил книгу и хранил ее у себя, а когда умер, его жена продала ее. Она не знала настоящей ценности этого произведения. Книгу купил издатель и решил, что она достаточно интересна. Видимо, как и в наше время, тогда тоже был спрос на всякие мистические сочинения. Он начал ее размножать, таким образом, книга «Зогар» раскрылась.

Моше дэ Лион знал, что книгу «Зогар» раскрывать нельзя, он был великом каббалистом, но потом книга попала не в каббалистические руки. Оттуда и началось ее путешествие по свету. На этом труде выросли многие поколения всевозможных исследователей текста: арабских, христианских, иудейских. Она дала большой толчок к развитию всего человечества. Книга Зогар была скрыта, потому что эти две тысячи лет человечество находилось в состоянии постепенного внутреннего развития. Человечество не должно было в этот период, развиваясь при постоянном росте эгоизма, плутать в высших сферах, которые оно все равно не в состоянии было осознать, приспособить для себя и правильно использовать.

Эта книга содержала в себе абсолютно всю каббалистическую мудрость на очень высоком уровне. Она написана именно накануне выхода из духовного постижения в духовное изгнание, для того чтобы «проспать» вместе с человечеством 2000 лет полного отключения от духовного постижения, от ощущения высшего мира, с той целью, чтобы, как она сама предсказывает, с конца 20-го века, с 1995 года, начать раскрываться людям.

Ари

Начиная со времени Ари появляется необходимость в научном подходе к изучению Каббалы. Поэтому запрет на изучение каббалы был снят, и, более того, многие каббалисты XVI и последующих веков стали настаивать на обязательности раскрытия Каббалы всем. Ею могут заниматься все, вне зависимости от пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности. Одним из первых, кто объявил об отмене всех ограничений на изучение Каббалы, был Марокканский Каббалист Авраам Азулай (1570-1643) написавший в своей книге „Милосердие Авраама“ („Хесед ле-Авраам“), что начиная с 1540 года запрещения на изучение Каббалы сняты.

И установили их сами же каббалисты. Оберегая тех, чьи души ещё не достигли соответствующего уровня развития, каббалисты принимали в ученики только прошедших строгий отбор. Ари написал много книг. Самая главная из них - «Древо Жизни». Ари закладывает основы научного подхода к Каббале, систематизировав учение и изложив его не в виде аллегорий, как было принято до него, а виде точных формулировок и определений. Такая форма Каббалы называется по его имени - Лурианской.

Благодаря изучению Каббалы наступает расцвет Хасидизма, когда сотни людей входят в ощущение духовного. Этот период продолжался до времени Бааль Сулама, а затем, начиная с последнего десятилетия XX века, наступил новый этап.

Новый этап, когда Каббала раскрывается всему человечеству

Ради этой цели появляется особая душа, особый человек, особый каббалист, живший в первой половине 20 века. Каббалисты называют его Бааль Сулам.

Бааль Суллам создал комментАрии на книгу «Зогар», которые называются «Сулам» (лестница). Отсюда – его имя. Он изложил Каббалу в таком виде, что человек, изучая эту науку, как по лестнице, постепенно, ступенька за ступенькой, может выбраться из обычного состояния, ограниченного ощущением только нашего мира. Ничего не понимая, не зная, где мы были до этой жизни и куда мы идем после нее, человек начинает постепенно просветляться, раздвигать рамки этого мира и видеть то, что находится за ним, в следующих измерениях.

Основная книга Бааль Сулама – «Учение Десяти Сфирот». Это сложное произведение, к нему существует множество предвАрительных поясняющих материалов и статей. В ней много сложных графиков, чертежей и таблиц, показывающих взаимозависимости между высшими силами и их воздействие на нас, на наш мир, пути вхождения света, то есть энергии, в наш мир. Последним звеном в цепочке великих каббалистов древности, находящимся буквально на стыке прошлого и будущего поколений, стал старший сын Бааль Сулама – рав Барух Ашлаг (сокращенно Рабаш).

Рав Барух Ашлаг родился в 1906 г. Еще подростком он переехал с отцом из Польши в Иерусалим и всю свою жизнь учился у него. После смерти Бааль Сулама Рабаш продолжил его дело: полностью издал комментАрий «Суллам» и остальные рукописи отца, а затем начал писать статьи, в которых изложил четкую методику внутренней работы человека, стремящего постичь истинную реальность, чего не сделал ни один каббалист до него.

В этих статьях он дал подробное описание всех этапов духовного пути человека – от его начала и до конца. Впоследствии из них был составлен пятитомный сборник «Этапы постижения». Кроме того, Рабаш передал нам свои уникальнейшие записи объяснений духовных состояний человека, полученных им от отца, которые он так и назвал «Услышанное». Рабаш умер в 1991 г. Его книги наряду с трудами Бааль Сулама являются самым необходимым материалом по науке каббала.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Александр Либиэр. История Эзотерики. Часть 1. Каббала >>>
  2. Р. Ашер Кушнир. «Каббала! Каббала?» - статья >>>
  3. Электронная энциклопедия Каббалы >>>
  4. Русская энциклопедия «Традиция» >>>
  5. Перл Бессерман. Каббала и еврейский мистицизм. Введение в философию и практику мистических традиций иудаизма
  6. В. Соловьев. Статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907 >>>

наверх