Исихазм

В православной традиции существует учение и практическое руководство для постижения себя и единения с Богом, которое называется исихазмом. У обычного человека духовное сердце зачастую закрыто, оно как бы спит, ожидая пробуждения и незаметно побуждая к движению извне внутрь: к поиску и открытию божественной сути. С отклика на тихий сердечный зов начинается мистический путь человека к постижению самого себя и обретению в себе Бога.

Исихазм (от греч. hesychia – покой, - безмолвие, отрешенность) - целокупное учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожение души и тела. Высочайшей целью исихазма является преображение и обожение всего человека по образу воскресшего Иисуса Христа.

Исихазм представляет особого рода мистическая практику православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий.

На горе Преображения Христос явил Свое Божество, подкрепив тем самым неустойчивую веру учеников. Ученики также должны были уразуметь, что в Преображении Христа открыт путь и для их личного преображения во многих направлениях - преображение ума (Рим.12.2), преображение от славы в славу (2Кор.3.18), преображение в образ Христа (1Кор.15.49, Гал.4.19). Достижение духовности для исихастов оказалось неразрывно связанным с представлением о „Фаворском свете“. Они считали, что если будут молиться так, как молился Христос и великие мужы веры, то небесный благодатный свет начнет оживотворять их сердца и сделает их сосудами, благопотребными Владыке на всякое доброе дело (Лк.9.29).

Размышление о благодатном свете встречается в трудах Августина Аврелия. Знаменитый богослов переживает Божье присутствие как облако света, видимое очами сердца. „Почувствовав потребность возвратиться к себе самому, я вошел, руководимый Тобою, - свидетельствует Августин.- Я вошел и увидел каким-то оком моей души, выше этого самого ока души моей, выше моей мысли, неизменяемый свет.

Это не был тот обыкновенный свет, который видел почти всякий. Он был сильнее света солнца, но не в том роде, как если бы этот свет светил во много раз яснее и занимал своею массою все. Он был не то, а нечто иное, совершенно иное, чем все это. И он был выше моей мысли, Он был выше меня, потому что Он меня создал, а я был ниже его. Кто знает Истину, тот знает этот свет, а кто знает этот свет, тот знает вечность. Любовь знает его“.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники >>>
  2. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древнейц Руси >>>
  3. Владимир Попов. Исихазм как чаяние Духовностиб (опытисторического анализа)
  4. Выдержки из книги «Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания». Перевод Светланы Луганской >>>
  5. Игумен Петр (Пиголь). Исихазм – путь к обожению

наверх