Теософия

Термин «теософия» известен со второго века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах. В «Ареопагитиках» термин «теософия» используется как синоним термина «теология».

Позднее теософию стали противопоставлять богословию (теологии), опирающемуся на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознание через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Когда теософия понимается в таком широком смысле, в неё включают гностицизм, неоплатонизм, каббалу, герметизм, розенкрейцерство.

Чаще используется более узкий смысл слова: тогда теософией называются мистические теории XVI—XVIII веков, которые, как правило, находились за пределами определённой конфессии и церковной христианской традиции в целом. Это теории Якоба Бёме, Парацельса, Л. К. де Сен-Мартена, Эммануэля Сведенборга, Ф. Этингера, Сен-Жармена. Многие теософы (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн внешней природы и совершение чудес (тауматургию).

В еще более узком смысле термин «теософия» означает учение, основы и фрагменты которой изложены в труде Е.П. Блаватской «Тайная доктрина». В философии Фридриха Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» — вид мистицизма, исключающий возможность научного познания.

После Шеллинга термин «теософия» употребляли в качестве названия своего мировоззрения Ф.К. фон Баадер, А. Розмини («Teosofia»), Ф. Б. Трентовский («Teosofia wszyskich ludów»). Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьева появляется термин «свободная теософия». Свободная теософия является цельным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчёркивает отличие от традиционной теософии: свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.

Фундаментальное и всестороннее изложение теософия получила в трудах Елены Петровны Блаватской. Исследуя исторические формы религии, теософия стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов.

Елена Петровна Блаватская

Родилась в России в 1831 году. В молодости она увлекалась спиритизмом. В 1873 году Блаватская переехала в Нью-Йорк и в 1875 году при помощи Уильяма К. Джаджа, Генри С. Олкотта и других основала первое Теософское Общество. В начале основополагающим текстом Общества была книга Блаватской Isis Unveiled. В 1879 году Блаватская и Олкотт посетили Индию и открыли главную штаб-квартиру Теософии в г. Адьяр.

Поскольку на теософскую идеологию повлияли как буддистские, так и индуистские представления, Дж. Гордон Мелтон пишет: « ...на передний план выступила идея Махатм. <...> Письма от Мастеров из духовного мира начали поступать через специальные алтари в Адьяре и нескольких других местах». Блаватская использовала эти экстрасенсорные послания как способ установить истину.

В первые годы существования организации на нее обрушилось несколько скандальных обвинений. Одно из них было связано с посланиями, которые Блаватская якобы получала от духовных Мастеров. Мелтон пишет, что представители Лондонского общества психических исследований, обследовав дом Блаватской, назвали ее утверждения лживыми. Известный русский исследователь теософского общества Вс. С. Соловьев цитирует заключение Ричарда Годжсона, сделанное в «Докладе о личных расследованиях в Индии...»:

«Из документов Блаватской - Куломб явствует, что письма Махатмы приготовлялись и рассылались г-жою Блаватской, что Кут-Хуми [духовный наставник Блаватской] фиктивная личность, что предполагаемые "астральные формы" Махатм были переодетые сообщники г-жи Блаватской - по большей части Куломбы; что перенос папирос и других предметов, "дополнения" и "создание" писем и тому подобные феномены - некоторые из относящихся к так называемому Адиарскому шкапу (shrine) - были ловким плутовством г-жи Блаватской, с помощью, главным образом, супругов Куломб» (Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. С. 104).

В 1887 году Елена Петровна переехала в Лондон, где написала свою «Тайную доктрину». Она также написала The Key to Theosophy и The Voice of Silence. Блаватская умерла в 1891 году, а в последующие годы Теософия раскололась на несколько групп:

1. Теософское общество в Америке. Международная штаб-квартира находится в Адьяре, Индия, а американская штаб-квартира - в Уитоне, штат Иллинойс. Первыми руководителями этой группы были Генри С. Олкотт и Анни Безант. Группа издает журнал Quest.

2. Теософское общество. Штаб-квартира расположена в Пасадене, штат Калифорния. Первым руководителем этой группы был У. К. Джадж. Теперь ею руководит Грэйс Ф. Нох. Группа владеет издательством Theosophical Press и журналом Sunrise: Theosophic Perspectives.

3. Объединенная Ложа Теософов. Эта группа публикует свои материалы при помощи издательства The Theosophy Company of Los Angeles.

Теософия в России

Первое Российское теософское общество (РТО) было основано в 1908 году, хотя первые теософские кружки существовали уже с 1901 года. Ложи общества существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Киеве, Ялте, Калуге и Ростове-на-Дону и насчитывали около 400 человек. РТО выпускало свои периодические издания: «Теософская Жизнь» в Самаре, «Вестник Теософии» в Петрограде. Вместе с тем, РТО испытывало противодействие со стороны Православной церкви, которая препятствовала регистрации общин РТО на местах.

В 1918 году декретом советского правительства о ликвидации всех мистических, религиозных и оккультных групп общество было закрыто. После официального закрытия только некоторые члены РТО продолжали свою деятельность в эмиграции.

Общество возобновило свою работу только в 1991 году, зарегистрировавшись как общественная организация. В том же году РТО попыталось возобновить свое членство в Международном теософском обществе (МТО), расположенном в Адьяре. Последнее, в свою очередь, выставило несколько требований, одним из которых было не упоминать имена Рерихов и отказаться от признания Агни-Йоги. Но, пойдя на уступки, новое РТО так и не получило регистрации в МТО.

В начале 90-х годов XX века российское Общество попыталось развить бурную деятельность: проводило лекции и семинары, теософские чтения и даже поэтические вечера и художественные выставки. В 1992 г. на базе РТО было создано издательство «Сфера», которое сразу же приступило к публикации теософских трудов. В 1994 г. в РТО произошел раскол, который значительно ослабил Общество и нарушил и без того шаткое единство.

Это и, скорее всего, финансовые проблемы привели к целому ряду изменений и, в частности, к официальному объединению теософских и рериховских групп в 1997 году. А с 2000 года в сети Интернет начал действовать сайт www.theosophy.ru, на котором находятся тексты не только по теософии, но и по Агни-Йоге и эзотерике.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Анни Безант. Загадки жизни и как теософия отвечает на них >>>
  2. Теософия. Виола Ларсон, Павел Столяров // Движение новой эры >>>
  3. А. Безант. Что такое теософия? Лекция №1 >>>
  4. Электронная энциклопедия «Википедия» >>>

Альтернативные источники, содержащие сравнительную критику:

  1. Николай Бердяев. Теософия и антропософия в России >>>
  2. Православная церковь. Современные ереси и секты в России

наверх