Ченнелинг

"Ченнелинг" - слово относительно новое (особенно для русского языка), как явление, ченнелинг существует в человеческой духовной культуре очень давно. Он был широко распространен во всех языческих и шаманистских религиях мира - от Америки и Австралии до Греции и Африки. Шаманы, отправлявшиеся в мир духов, и жрецы, вызывавшие богов, задавали им самые разные вопросы и получали ответы, которые потом облекали в словесную форму для соплеменников-мирян. Это и есть ченнелинг: предоставление "канала связи" сверхчеловеческим сущностям.

О многом в связи с ченнелингом можно спорить. Считать ли ченнелинг формой прорицания или прорицание - формой ченелинга? Каковы критерии достоверности ченнелинга? (То есть, как судить о том, передана ли информация "духом", существующим независимо от сознания человека, или является плодом воображения самого человека?) И самое главное: ченнелинг - хорошо это или плохо? Не вредно ли этим заниматься и следует ли вообще обращать внимание на информацию, добытую таким странным способом? Очевидно, на эти вопросы каждый должен ответить сам для себя.

Посредством ченнелинга были получены такие авторитетные священные писания, как Веды и Коран. Индуисты считают, что Веды появились одновременно с сотворением мира - как его "звуковая матрица" (согласно другому толкованию, как своего рода "инструкция по пользованию миром"). Древние индийские мудрецы-риши восприняли слова Вед в состоянии глубокой медитации, запомнили их и передавали из поколения в поколения, пока, наконец, Веды не были записаны.

Мусульмане верят, что Корану земному предшествовал Коран, начертанный на небесной скрижали. Текст его был передан Пророку Мухаммаду в несколько приемов. Для приема посланий Пророк входил в состояние экстаза. Слова Корана также долгое время передавались из устно, пока не были записаны и скомпонованы исламскими учеными.

Христианство запрещает ченнелинг как греховное занятие. Всех Наставников, передающих послания "каналам", христиане автоматически причисляют к бесам. Тем не менее, способ, которым были явлены людям книги Библии, можно отнести к ченнелингу. Мы цитируем книгу "Закон Божий для семьи и школы", изданную в 1987 году Русской Православной Церковью: "Божественным откровением называется все то, что Сам Бог открыл людям о Себе и о правильной истинной вере в Него... Главное Свое откровение Бог сообщает людям особым, необычным способом, или, как мы говорим, сверхъестественным образом - это когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам или через ангелов...

Так как не все люди могут сами принимать откровение от Самого Бога... то Господь избирает особенных, праведных людей, которые могут принять это откровение. Первыми провозвестниками откровения Божия были: Адам, Ной, Моисей и другие пророки и праведные люди". Моисей был особенно сильным и чистым "каналом". Он неоднократно общался с Богом Иеговой, получив от Него целый свод законов для еврейского народа и подробнейшие указания по вопросам религиозного ритуала. Здесь можно перечитать библейскую книгу "Исход", особенно главы 19-34.

Из апостолов Нового Завета как "канал" выделялся Иоанн Богослов, записавший одно из Евангелий и Апокалипсис. Существует православная икона, которая называется "Иоанн Богослов в молчании". На ней у левого плеча Иоанна изображен в виде ангела Святой Дух, который нашептывает евангелисту в ухо свое послание.

Тем не менее, христианские церкви со времен апостолов ченнелинг не поощряли. Заподозренные в "общении с бесами" в средние века запросто могли угодить на костер, даже если сами утверждали, что общаются с ангелами или святыми. Но с окончанием этой мрачной эпохи ченнелинг снова стал безопасным и даже почтенным занятием. Знаменитым "каналом" был шведский ученый Эммануэль Сведенборг (1688 - 1772), написавший несколько книг о "небесном мире".

О себе он говорил так: "Мне дано было в течение 13 лет быть вместе с ангелами, беседовать с ними как человеку с человеком и видеть, что происходит на небесах и в аду. В настоящее же время мне дано описать, что я видел и слышал, в той надежде, что невежество просветится и неверие уничтожится. Такое непосредственное откровение совершается ныне потому, что оно то самое, которое разумеется под пришествием Господа".

Учение Сведенборга было весьма популярным во многих частях Европы, но в Америке оно привлекло лишь очень узкий круг поклонников. Зато многих заинтересовала теория Фридриха Месмера (1734 - 1815) о животном магнетизме. Месмеризм способствовал изучению и практике гипноза и трансовых состояний. Многие "сомнамбулы" в трансе имели видения мира духов, проявляли различные паранормальные способности и становились медиумами для духов мертвых.

Дорогу от месмеризма к спиритуализму проложил все-таки последователь Сведенборга, Эндрю Джексон Дэвис. В 1845 году он начал ездить по Америке с публичными сеансами, на которых в состоянии транса объяснял происхождение и устройство вселенной, жизнь после смерти, духовный мир и т. п.

В 1848 году, когда знаменитые сестры Фокс потрясли Америку своими контактами с духами, возникло новое религиозное движение, спиритуализм, вскоре охватившее США и Европу. Первоначальной целью этого движения был сбор доказательств существования "жизни после жизни". Для этого медиумы вступали в общение с духами умерших людей, передавали от них информацию и совершали с их помощью непосильные для человека трюки.

Лидеры организованных религий подвергли спиритуализм осуждению и попытались провести законы, которые бы запретили его раз и навсегда. В Британии и США во второй половине XIX века были проведены многочисленные расследования случаев медиумизма. Многие медиумы оказались шарлатанами, но было и много таких, которые с честью выдержали испытания. Стали появляться различные национальные ассоциации и церкви спиритуалистов (недобpожелатели называют их пpосто "спиpитами"), многие из которых существуют до сих пор.

Спиритические феномены делятся на три больших категории: ментальный медиумизм (работу в трансе, "автоматическое письмо", ясновидение), духовное целительство (исцеление при помощи духов: наложением рук или бесконтактное, проводимое даже для отсутствующего пациента) и физический медиумизм (при котором из тела медиума выбрасывается особая субстанция, эктоплазма, и происходят левитация, телекинез и другие зримые феномены).

Спиритуалисты расходятся во мнениях по поводу реинкарнации. Чаще всего они признают предсуществование души и жизнь после смерти, но считают реинкарнацию вопросом свободной воли, а не духовным законом. И лишь одна из ветвей спиритуализма - спиритизм, или кардекизм, - сделала перевоплощение одной из центральных доктрин своего учения.

Основателем спиритизма был французский писатель и врач Алан Кардек (1804 - 1869). В 1857 году был опубликован его первый труд под названием "Книга духов", а в 1861 году - "Книга медиумов". В них Кардек изложил свою теорию духов и контактов с ними - теорию достаточно сложную и цельную и многое объясняющую в новом свете - от Евангелия до психических болезней. Особенно сильные позиции учение Кардека приобрело в Бразилии и на Филиппинах - в странах, где традиционно популярны синкретические культы богов и духов мертвых.

Спиритуализм и спиритизм подготовили почву для того, что в наше время принято называть ченнелингом или контактерством. Медиумы уже и были, собственно, теми, кого мы сейчас называем "каналами" или "контактерами". Но получаемая через них от духов информация обычно использовалась для развлекательных или узкопрагматических (например, терапевтических) целей.

В конце XIX - начале XX вв. получила распространение специфическая форма ченнелинга - чтение так называемых "Хроник Акаши", некоего эфирного хранилища информации о прошлых эпохах. Доступ к "Хроникам Акаши" имел, например, Леви Х. Доулинг (1844 - 1911), автор знаменитой книги "Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея". Каноническая биография Доулинга сообщает, что он с детства начал воспринимать тонкие слои эфира и предположил, что они являются своего рода пластинками, на которых записаны звуки и даже мысли.

С усердием он углубился в исследования вибраций эфира с целью познания великих небесных тайн. Сорок лет он провел в исследованиях и безмолвной медитации, после чего достиг высокой стадии духовного сознания, что позволило ему войти в область сверхтонкого эфира и узнать его таинства.

Сам Леви Доулинг описывает процесс ченнелинга так: В Духе я был перенесен в обители Акаши... И нашел я там тайную пружину, открывающую дверь к мудрости и пониманию сердца. Я вошел, и тогда я познал. Я увидел двадцать четыре Херувима и Серафима... Слышал я наставления Триединого Бога, но не могу сейчас их открыть... Святая Визель (богиня Мудрости) выступила вперед и сказала:

О Леви, сын человеческий, вот, призван ты нести послание о грядущей эпохе - эпохе блаженства Духа... Вот Акаша! Вот Галереи записей Визели, где записана каждая мысль, и слово, и дело каждой твари живой... Ступай в эти мистические галереи и читай. Там ты найдешь послание для мира, для каждого человека... Сейчас я вдохну в тебя Дух Святой; ты сумеешь распознать уроки, которые хранят ныне эти Книги Записей Бога для людей новой эпохи.

Первым медиумом, или "каналом", современного типа была Е. П. Блаватская (1831 - 1891). Своими книгами "Разоблаченная Изида" (1877) и "Тайная доктрина" (1888) она заложила основу доминировавшей в конце XIX - начале XX вв. эзотерической системы - теософии. (Корпус эзотерических учений второй половины ХХ века - Нью Эйдж ("Новая Эра") - также в значительной мере основывается на учении Блаватской.).

Большая часть материала этих книг была передана Блаватской посредством ченнелинга. Подлинные авторы книг не возражали, чтобы их называли Учителями Мудрости, или Махатмами. Они в основном пребывали не на физическом плане, но появлялись и на Земле, особенно часто - в районах, примыкающих к Тибету. Где-то в тех местах, по преданию, находится один из духовных центров Земли - Шамбала.

О ченнелинге, который выполняла Е. П. Блаватская для Махатм Шамбалы, рассказывали в своих книгах многие из ее сподвижников. Генри Олкотт, ближайший друг и секретарь Блаватской, вспоминает в "Листах старого дневника": Некоторые из тех, кто с нами работал, были живыми людьми; увидев их в астральном теле в Америке и Европе, я позднее видел их в Индии, встречался и беседовал с ними.

Мы работали, сотрудничая по крайней мере с одним невоплощенным существом - чистой душой одного из мудрейших философов современности... Он страстно желал работать с Е. П. Блаватской над этой книгой ("Разоблаченной Изидой") и внес большой вклад в философскую ее часть. Он не материализовался и не сидел с нами, не вселялся в Е. П. Блаватскую медиумически, а просто его голос диктовал текст, советовал ей, как использовать сноски, отвечал на мои вопросы о деталях... и играл роль третьего лица в нашем литературном симпозиуме.

По мнению Олкотта, отношения между Блаватской и этим существом ...ни в чем не отличались от отношений, характерных между личным секретарем и его хозяином. Личность Е. П. Блаватской была... инструментом, распределившим весь материал, контролировавшим его форму, оттенки, выразительность... Различные владельцы тела Е. П. Блаватской только изменяли ее привычный почерк, но не писали своим собственным... используя ее мозг, они вынуждены были позволять ей окрашивать их мысли и располагать слова в определенном порядке... мысли, переданные через мозг Е. П. Блаватской,  изменялись выработанным ею литературным стилем.

Главными учителями Блаватской были Мория, Кут Хуми и "Тибетец", или Джуал Кхул. Первые двое не ограничились передачей "Изиды" и "Тайной доктрины" и после смерти Блаватской в 1920-х - 1930-х годах нашли себе новый канал - Е. И. Рерих (1879 - 1955), жену и сподвижницу великого русского художника Н. К. Рериха. Через нее была передана серия книг, известных под общим названием "Агни Йога". Сама Елена Рерих избегала прямых указаний на метод создания этих книг, хотя они и написаны от лица Махатм.

Во всяком случае, из писем Елены Рерих понятно, что она очень хорошо разбиралась в тонкостях ченнелинга: Психики, имея контакт с низшими слоями тонкого мира, часто впадают в заблуждение, принимая голоса сущностей из тонких сфер, персонифицирующих Великих Учителей, за истинный Зов или Голос. Ошибочно полагать, что эти голоса всегда будут толкать только на злобные действия, разврат или преступления.

Так будут действовать лишь самые грубые и низкие силы. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною Света Учения. Мы знаем немало прискорбных случаев таких направляющих "светлых" голосов и видений (письмо 1934 г.). Что касается Учителя Джуал Кхула, то он, как он сам вспоминает ("Моя работа", 1943 г.), в 1919 году вступил в контакт с Алисой А. Бейли и попросил ее сделать кое-какие записи для меня, а также предпринять издание кое-каких книг...

Она сразу же отказалась, не питая ни малейшей симпатии к потоку так называемой "оккультной литературы"... и испытывая глубинную неприязнь ко всем вообще формам психического письма и психической работы. Со временем, однако, она превозмогла свое отвращение к этому типу работы и к оккультным презентациям истины. Она только поставила условие: писание не должно сопровождаться никакими громкими заявлениями и успех или провал учения должен зависеть от его собственных достоинств.

Джуал Кхул, или Тибетец, утверждает, что именно он продиктовал Елене Блаватской "Тайную доктрину". Вместе с тем, ни он сам, ни его "канал" Алиса Бейли совершенно не претендовали на признание за ними каких бы то ни было заслуг, кроме распространения полезной для человечества информации. Об этом свидетельствует, например, так называемое "Заявление Тибетца" (август 1934), которое приводится в начале каждой книги, переданной им через Алису Бейли: Книги, которые я написал, не требуют признания.

Они могут быть, а могут и не быть точными, истинными и полезными. Это ваше дело - убедиться в их истинности посредством правильной практики и упражнения интуиции. Ни я, ни Алиса Бейли ни в малейшей степени не заинтересованы в провозглашении их вдохновенными писаниями или в том, чтобы о них говорили (затаив дыхание) как о работе одного из Учителей.

В книгах Тибетца впервые появились такие понятия, как Новая Эра, План, Семь Лучей. Под Планом понимается единая программа эволюции Вселенной, к осуществлению которой может и должно примкнуть каждое сознательное существо. Особое место в учении Тибетца отводится космическим энергиям, оказывающим влияние на человечество. Это очень сложная система, на полное изучение которой уходят годы и десятилетия; кратко и увлекательно она излагается в книге "Наша сознательная Вселенная", написанной анонимным Учеником.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Что такое ченнелинг? Из книги Шеперда Худвина "Путешествие вашей души. Ченнелинг и Учение Михаила"
  2. Омни - Ченнелинг - естественный и легко приобретаемый навык >>>
  3. Краткая история ченнелинга. Андрей Костенко
  4. Крайон - Семь Космических Законов

наверх