Шактизм

Это одно из направлении индуизма; основано на поклонении Шакти или Деви —Божественной матери в индуизме— как абсолютной и изначальной форме Бога. Наряду с вайшнавизмом, шиваизмом и смартизмом, является одной из основных традиций в индуизме.

Корни шактизма уходят в глубокую древность. Свидетельства о существовании шактизма относятся ещё ко временам Хараппской цивилизации. В том, что касается описаний Шивы и Шакти/Сати/Парвати, шиваизм и шактизм неотделимы друг от друга. Вайщнавизм также имеет определённую связь с шактизмом — богиню Дургу там называют Нараяни.

Одним из центральных священных текстов шактизма является Дэви Махатмия. Написал этот текст на санскрите Маркандея Риши и он является составной частью Маркандея Пураны, написанной около 1600 лет тому назад. Этот текст описывает высшую реальность Бога в виде женского начала бытия. Другими важными текстами, которые изучают и почитают все последователи традиции шактизма, являются «Рамаяна», «Махабхарата» и «Бхагават-гита».

Обычным для последователей шактизма является также поклонение Кришне и Шиве, которым шакты часто совершают пуджу в храмах и на дому. Раме поклоняются как аватаре Нараяны. Шакты считают, что Рама также был поклонником Шакти. Согласно приданию, начало празднования Бурга-пуджи в Бенгалии положил сам Рама.

Шактизм подразделяется на множество различных течений и школ. Однако выделяются два основных направления (школы):

  • Шрикула, распространённая на юге Индии
  • Каликула, распространённая на севере и востоке страны

Последователи шактизма поклоняются Божественной Матери Шакти в одной из её многочисленных форм, таких как Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати и др. Шакты никогда не отказываются поклонятся той или иной форме Бога. Шакты отличаются либеральными взглядами на поклонение и обычно отождествляют себя не как шакт, а как индусов в общем.

Шактизм распространён по всей Индии, но особенно сильно развит в таких штатах, как Западная Бенгалия, Ассам, Орисса, Бахир. Поклонение Дурге также достаточно широко расспространено в Махараштре и Гуджарате, где регулярно проводятся ритуалы и праздники, посвящённые Деви.

В понимании последователей шактизма, все являются детьми Божественной Матери, желанием которой является то, чтобы все её чада жили в гармонии и согласии. Некоторые ведущие индийские философы, такие как Рамакришна и Вивекананда, были шактами.

Некоторые обряды в индуизме, такие как нанесение синдура и бинди, также как и традиционный наряд невесты, происходит от концепции богини Дурги и Лакшми.

Шакты придают большее значение Энергии Бога (Действующей силе, а также существующей потенциально, или сокрытой), мантрам (Мистические формулы, звуки) и янтрам (графические изображения Божественной Энергии, которая есть Сам Господь), а также стремятся охватывать кажущиеся противоположности, видеть в их проявлениях Единое-Божественное: мужское-женское, абсолютное-относительное, удовольствие-боль, причина-следствие, ум-тело.

Некоторые школы шактизма совершают тантрические ритуалы : подход «левой руки» (Вамачара) несколько оккультен по природе; он считается путем немногих, путь «правой руки» (Дакшиначара) по природе более консервативен.

Шактизм тесно переплетается с Тантрой, хотя не все направления шактизма являются тантрическими. В связи с этим обзор таких практик отнесен к разделу «Эзотерика.Традиции.Индийские традиции» .


наверх