Смартизм

Последователи смартизма имеют полную свободу выбора в отношении того, какому деве или форме Бога им поклонятся. Характерной чертой смартизма является поклонение различным богам (Панча-упасана) или Панча-девата как личностным формам безличного Абсолюта, Брахмана. Смарты принимают и поклоняются шести проявлениям Бога:

  • Ганеша
  • Шива
  • Шакти
  • Вишну
  • Сурья
  • Сканда

Какой из форм Бога поклонятся — личный выбор каждого последователя смартизма, ибо все различные проявления Бога рассматриваются как совершенно одинаковые. Традиция смарты представляет собой либеральное и эклектическое направление индуизма.

Именно смартизм до конца 20-го века являлся преобладающей формой индуизма на Западе — верования смарты включают в себя адвайту, и первым индусом, который вложил заметный вклад в проповедь индуизма на Западе, был последователь адвайты Свами-Вивекананда. Только во второй половине ХХ века, такие гуру как А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, и другие, принесли на Запад также и вайшнавскую традицию индуизма.

В смартизме, который в основном состоит из последователей философии адвайта, утверждается, что все существующие прявления Бога — как женские, так и мужские — являются различными формами безличного Абсолюта Брахмана, который нейтрален и не поддаётся описанию или определению.

Брахман рассматривается как Бог, не обладающий личностью или атрибутами (ниргуна-брахман) или обладающий атрибутами (сагуна-брахман) и приравниваемый к Ишваре. В адвайта-веданте Ишвара — это проявление формы Брахмана в человеческом уме. Таким образом, с точки зрения индуистской традиции смарта, Абсолют может обладать атрибутами (сагуна-брахман) и являтся объектом поклонения в любой из Своих форм, которую индивид вообразит себе в уме.

Главной целью смартов является мокша, осознание себя как Брахмана, Единого без второго, Абсолютной и единственной Реальности, и освобождение от сансары, циклов рождения и смерти. Для этого необходимо преодолеть состояние авидьи, или неведения, из-за которого мир кажется реальным. Все иллюзии исчезают для реализовавшего существа, дживанмукты, даже живущего в физическом теле. При смерти его внутренние и внешние тела растворяются. Остается только Брахман.

Наиболее авторитетными писаниями смарты считают Веды (особенно Упанишады), классические смрити (особенно «Бхагавадгиту») и трактаты учителей адвайта-веданты (особенно «Веданта-сутру» и труды Шанкары).

Основные методы духовной практики смартов состоят в строгом следовании обрядовым предписаниям, в изучении и рецитации текстов Вед (шравана), философском размышлении над идеями веданты (манана) и медитации на себе как Брахмане (дхйана) под руководством реализовавшего истину гуру. Признав нереальность мира, посвященный медитирует на себе как на Брахмане, чтобы прорваться сквозь иллюзию майи (Божественной Энергии, вводящей в заблуждение все живые существа относительно их природы).

Приверженцы смартизма могут также выбирать из трех других, параллельных путей и культивировать преданность, накапливать хорошую карму и очищать ум. Это бхакти-йога, карма-йога и раджа-йога (Аштанга-йога – классическая система йоги, основанная на следовании восьми стадиям пути, среди которых выделяются два основовополагающих: яма (ограничения) и нияма (предписания)), которые также могут принести просветление.

В культе смартов смешаны брахманистские и агамические обряды. В смартизме выделяется секта шраутов (от «шрути»), совершающих большие многодневные ведийские ритуалы. Смарты безусловно признают духовный авторитет учителей-брахманов и аскетов-саньясинов и строго соблюдают кастовые предписания. В прежние века оплотом ортодоксии считались саньясины (особенно орденов дашанами), которыми могли стать только брахманы.

Однако в XX веке положение изменилось, и сейчас этого правила придерживаются только четыре из десяти орденов; гуру некоторых орденов стали посвящать в саньясу даже иностранцев, хотя до настоящего времени большинство ортодоксов отрицает возможность обращения иностранцев в индуизм.


наверх