Вайшнавизм или вишнуизм

Одно из основных направлений в индуизме, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарам, в основном Кришне и Раме, как Верховному Богу. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, в основном базируются на пуранических текстах, таких как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Шримад-Бхагаватам» и ведических текстах, таких как канонические Упанишады, входящие в состав Вед.

Последователей вайшнавизма обычно называют вайшна́вы или вишнуи́ты. Вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма.  Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии.

Гаудия-вайшнавизм, также известный как кришнаизм и являющийся одной из ветвей вайшнавизма, начиная с 1960-х годов распространился по всему миру и многими последователями и исследователями считается по праву самостоятельным направлением индуизма.\. Это произошло в основном благодаря проповеди А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанного им Международного общества сознания Кришны.

Основные идеи

Вайшнавизм основывается на вере в то, что Вишну (или Нараяна) является Верховной формой Бога, а Его аватары (такие как Кришна, Рама и Нарасимха), упомянутые в Пуранах, выступают как различные Его воплощения и ипостаси. В некоторых вайшнавских традициях, таких как Валлабха-сампрадая, Нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм (также называемый кришнаизмом), Кришна, а не Вишну, рассматривается как Верховная ипостась Бога и источник всех аватар.

Описываемые в Ведах «полубоги» или на санскрите девы (такие как Брахма, Ганеша, Индра и Сурья), относятся к категории обыкновенных живых существ (джив) и считаются слугами Вишну. Тогда как Шива занимает особое промежуточное положение между обыкновенными дживами и Вишну. Некоторые вайшнавские школы отождествляют Вишну или Кришну с Богом-отцом авраамических религий.

Вайшнавское богословием включает в себя основные верования индуизма, такие как: переселение душ, самсара, карма, а также различные виды йоги, но с основным уклоном на поклонение (Бхакти – служение Богу с любовью и преданностью) Вишну и его аватарам посредством процесса бхакти-йоги, который обычно состоит в воспевании имён Вишну (бхаджане), медитации на его форму (дхаране) и в поклонении  мурти  Вишну (пудже).

Практика поклонения мурти основывается на таких писаниях как «Панчаратра» и различных Самхитах. В своём поклонении вайшнавы видят себя (по крайней мере частично) отдельными или отличными от объекта своего поклонения — Господа  Вишну. Конечной целью вайшнавской религиозной практики выступает вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Вишну или одной из его аватар в духовном мире Вайкугтхе (царство бога Вишну), находящимся за пределами этого иллюзорного мира (майи).

В «Бхагавата-пуране» описываются три основных ипостаси Абсолюта — Брахман, Параматма и Бхагаван — которые соответственно рассматриваются как три ипостаси Вишну или Кришны: Вселенский Вишну, Вишну в сердце каждого живого существа и Личностная форма Вишну.

Вайшнавы обычно следуют процессу духовного посвящения (дикши), которую даёт гуру, руководящий обучением учеников в вайшнавских практиках и философии. Во время дикши ученик, как правило, получает определённуюмантру, которую он должен повторять, как про себя так и вслух в качестве процесса поклонения Вишну или одной из его аватар.

Этот процесс повторения мантры называется джапа. Система получения духовного посвящения и обучения от гуру основана на наставлениях тех  писаний индуизма, которые считаются священными в вайшнавских традициях. В индуизме считается, что дикша духовно очищает и освящает человека, преображая его личность.

Различные вайшнавские традиции ссылаются на труды предшествующих ачарьев своей сампрадаи как на авторитетные толкования  священных писаний. Ачарья - это «божественная личность»,  которая появляется для того, чтобы установить или восстановить определённые религиозные или философские принципы.

Ачарья является уважаемым гуру, который, как правило, обладает совершенными знаниямисанскрита и одной из философий  индуизма, например веданты. Ачарьи часто были лидерами определённой  сампрадаи — философской или богословской школы в индуизме. Ачарьи обучают руководствуясь принципом того, что если сам учитель не познал и не узрел истину, он не может сделать так, чтобы её познали другие.

Ачарья должен полностью осознать то, чему он учит. В руках истинного ачарьи священные писания (шастры) являются инструментом, с помощью которого он приводит своих последователей к познанию истины. Как шастра, так и ачарья играют ключевую роль. Ачарья, благодаря ясности своего видения и духовной и философской реализации, даёт правильное понимание изложенного в шастрах. Поэтому, как к шастрам, так и к ачарье, относятся с одинаковым уважением. Ачарья является живым воплощением священных писаний и обладает способностью сделать так, чтобы его последователи сами узрели истину.

В вайшнавизме существуют четыре основных богословских традиции, называемых сампрадаи. Каждая из сампрадай имеет своего учителя-основателя, называемого ачарьей, и свою собственную философскую систему, в которой даётся толкование взаимоотношений между дживой и Богом:

  • Рудра-сампрадая (шуддха-адвайта «чистый монизм») основоположником был Валлабхачарья
  • Брахма-сампрадая (двайта «дуализм») основоположником был Мадхавачарья. Двата позднее получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда «непостижимое единство и различие», которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху
  • Лакшми-сампрадая (вишишта-адвайта «особый монизм») основоположником был Рамануджа
  • Кумара-самрпалая (двайта-адвайта «монизм-дуализм») основоположником был Нимбарка

Некоторые современные вайшнавские движения, принадлежащие к одной из основных сампрадай:

  • Междунарожно общество сознания Кришны — Мадхва / Гаудия-вайшнава сампрадая
  • Миссия Шри Кришны Чайтаньи — Мадхва / Гаудия-вайшнава сампрадая
  • Традиция Сваминараяны — хотя считается, что эта современная индусская традиция принадлежит к вайшнавской Рамануджа-сампрадае, её последователи также разделяют определённые взгляды  смартизма. В частности, в традиции Сваминараян принята система панчадеваты— пяти форм Бога в богословии смарта
наверх

Тексты

Наиболее ярко и развёрнуто вайшнавизм представлен врелигиозных текстах  Пуранах — в «Вишну-пуране», «Падма-пуране» и особенно в «Бхагавата-пуране». «Бхагавата-пурана» наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной», вместе с которыми её относят к величайшим эпическим произведениям  Индии, до сих пор является одним из наиболее популярных и читаемых традиционных текстов.

В этом произведении содержится описание  деяний Кришны, а также тексты, имеющие философское и богословское значение, в сочетании со множеством историй о том, как в разные времена  риши (мифические мудрецы, которым бьоги открыли ведийские гимны) и святые достигали духовного совершенства путём бхакти. Великие индийские эпосы  «Рамаяна» и «Махабхарата» играют большую роль в философии и культуре вайшнавизма.

В «Рамаяне» описывается история аватары Рама или Рамачандры. История основана на принципах дхармы, этики и морали, и Рама выступает в ней примером идеального царя и мужа. Супруга Рамы Сита, его братЛакшмана и его слугаХануман играют ключевые роли в традиции вайшнавизма как примеры вайшнавского поведения иэтикета, в то время как демонический царь Равана наоборот даёт пример нежелательного образа действий.

«Махабхарата» сосредоточена на известной аватаре Кришне и подробно описывает историю конфликта между двумя династиями двоюродных братьев — Пандавами и Кауравами. Кришна и его друзья Пандавы играют ключевую роль в событиях, описываемых в «Махабхарате». Философской кульминацией эпоса являются восемнадцать глав «Бхишма-парвы» «Махабхараты», в которых излагается беседа между Кришной и Арджуной, которая происходит перед началом решающего сражения между двумя династиями —  Битвы на Курукшетре.

Эта часть «Махабхараты» известна как «Бхагават-гита». «Бхагавад-гита» имеет большое влияние практически во всех традициях индуизма, но для последователей вайшнавизма является особо значимой, так как считается точной записью слов самого Кришны. Вайшнавы считают Кришну аватарой Вишну или рассматривают Кришну как изначальную ипостась Бога и источник всех аватар (этой точки зрения придерживаются последователи гаудия-вайшнавмзма, Нимбарка-сампрадаи и Валлабха-сампрадаи).

Истории, описываемые в «Махабхарате» и «Рамаяне», часто служат в вайшнавизме основой для постановки различного рода театральных  представлений, в особенности в дни фестивалей, посвящённых одной из аватар. В то время как «Бхагават-гиту» широко изучают как руководство по философии и богословию.

наверх

Ритуальная практика различных школ

Последователи вайшнавизма наносят тилаку (священный знак индусов) с целью показать то, что они являются последователями Вишну. Существует несколько видов вайшнавской тилаки, по которым можно определить, к какой школе или сампрадае принадлежит вайшнава. Нанесение тилаки выступает как ежедневный обряд или производится в особых случаях. Отличительная особенность вайшнавской тилаки заключается в том, что она состоит из двух вертикальных линий, соединяющихся внизу, символизируя таким образом стопу Вишну.

В Валлабха-сампрадае, также известной как Рудра-сампрадая, тилаку наносят в виде одной вертикальной красной линии, которая символизирует Ямуну-дуви (самый крупный приток Ганги). Последователи Валлабха-сампрадаи поклоняются  Кришне в форме Шри-Натхджи или в форме холма  Говардхана, а река Ямуна является супругой холма Говардхана. Весь процесс поклонения и предания Кришне в традиции Валлабхи осуществляется через посредство Ямуны.

Последователи Мадхва-сампрадаи  наносят тилаку из двух вертикальных линий, олицетворяющих «лотосные стопы» Кришны.  Между этими двумя линиями наносится третья линия чёрного цвета из пепла совершаемого ежедневно огненного жертвоприношения — «ягья-кунды». В этой сампрадае процесс поклонения включает в себя обязательное совершение «нитья-хомы» — ежедневных огненных жертвоприношений, посвящённых  Нараяне или Кришне.

Пепел, оставшийся после пуджи, используется для обряда нанесения тилаки на лоб. Под чёрной линией добавляется жёлтая или красная точка, олицетворяющая Лакшми илиРадхарани. Те, кто не совершают ежедневные огненные жертвоприношения, просто наносят тилаку, состоящую из двух вертикальных линий.

Последователи Шри-вайшнавизма наносят тилаку в форме двух вертикальных линий, символизирующих стопы Нараяны с красной линией посередине, олицетворяющей Лакшми и маленькой линией на переносице, которая представляет собой гуру. Лакшми считается основателем сампрадаи шри-вайшнавов и шри-вайшнавы поклоняются Нараяне через посредство Лакшми — соответственно их тилака отражает этот процесс предания Богу шаранагати, который также иногда называют прапатти.

Этот процесс шаранагати, процесс полного посвящения себя Вишну как Венкатешваре или Баладжи, рассматривается последователями сампрадаи шри-вайшнавизма как самая действенная и возвышенная религиозная практика в настоящую эпоху  Кали-югу. Подобную тилаку также используют последователи вайшнавского святого 15 века Раманади, которые толкуют её в контексте  Рамы и Ситы, так как их религиозное поклонение обращено именно к ним, а не к Лакшми и Нараяне, как в шри-вайшнавизме.

В Гаудия-вайшнавизме, также известном как кришнаизм, тилака обычно приготавливается из глины Вриндавана. Основная тилака практически идентична используемой последователями Мадхва-сампрадаи. Небольшие различия возникли из-за того, что гаудия-вайшнавы отводят первостепенную роль воспеванию имён Бога —  джапе или киртану, которое среди последователей Шри  Чайтаньи считается самой важной религиозной практикой в эпоху Кали-югу, гораздо более значимой чем, например, совершение ведических ягий.

Именно поэтому, чёрная линия, наносимая пеплом жертвоприношений последователями Мадхва-сампрадаи, не используется гаудия-вайшнавами. Другое отличие заключается в способе приближения к  Кришне, постижения Кришны. Гаудия-вайшнавы, следуя линии своего основателя  Чайтаньи Махапрабзу, поклоняются Радхе и Кришне через посредничество одного из их близких приближённых или слуг, такой как Туласидеви.

Поэтому, вместо красной точки, которая символизирует Радху в Мадхва-сампрадае, используется рисунок на переносице в форме листка  Туласи, предложенного к стопам Кришны. Гаудия-вайшнавы считают, что только по милости Туласи или другого возвышенного преданного возможно достичь высшей цели жизни — обрести чистую любовь к Радхе и Кришне.

Последователи Нимбарка-сампрадаи, в соответствии с инструкциями в «Васудева-упанишаде», используют тилаку, изготовленную из гопи-чандана — глины из озера Гопи-кунда в Двараке, Гуджарат. Тилаку наносят в виде двух вертикальных линий на лбу, которые олицетворяют храм Бога. Между бровей ставится чёрная точка. Для этого используется земля из Варшаны, Уттар-Прадеш — святого места паломничества, в котором более 5 тыс. лет назад родилась Радхарани.

Таким образом, тилака последователей Нимбарка-сампрадаи олицетворяет Бога как Радху и Кришну вместе, отражая богословскую основу традиции, в которой Радха-Кришна рассматриваются как высшее и изначальное проявление Бога. Последователи сампрадаи утверждают, что данный способ наложения тилаки был переданНимбарке во время обряда посвящения в ученики от  ведического риши Нарады и с тех пор передаётся от  гуру к ученику при совершения ритуала дикши, после которого, каждый день перед тем как нанести тилаку на лоб, ученик вспоминает своего духовного учителя.


наверх