Шиваизм

Шиваизм или шайвизм — традиция поклонения Шиве в индуизме - является одним из четырёх основных  направлений индуизма направлений индуизма,  вторым по количеству последователей после вайшнавизма. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Напале и Шри-Ланке.

Последователи шиваизма, называемые шиваитами или шайвами, в основном поклоняются Шиве как имманентной и трансцендентной Верховной Личности Бога. Последователи шиваизма насчитывают более 200 млн.

Главной целью последователя шайвизма (шиваизма) является осознание своей тождественности с Шивой («Благосклонный, милостивый»). Бог Шива есть все и во всем, одновременно Творец и творение, одновременно имманентный (проявленный) и трансцендентный (непроявленный)) – в совершенном союзе и неразличимости. Это состояние называется «нирвикальпа-самадхи», Самореализация (осознание Божественной Сущности, выход за пределы ограниченного сознания), и может быть достигнуто в этой жизни.

При этом обеспечивается мокша, вечное освобождение от циклов рождения и смерти. Промежуточной целью является савикальпа-самадхи, реализация Саччидананды, опыта единства с сверхсознанием, в котором познаются совершенная Истина, Знание и Блаженство. Каждой душе в конце концов уготована вишваграса, полное растворение в Боге Шиве.

Путь шайвов делится на четыре последовательные стадии веры и практики, которые называются чарйа-пада (период религиозного ученичества), крийа-пада (стадия служения, религиозное действие), йога-пада (обуздывание индивидуального, ограниченного сознания путем погружения в Божественное, не имеющее границ) и джняна-пада (Ступень знания. Пробужденное, сверхсознательное состояние, функционирующее внутри каждодневных жизненных ситуаций).

Душа эволюционирует благодаря карме и реинкарнации от инстинктивно-интеллектуальной сферы к добродетельной и нравственной жизни, затем к храмовому богослужению и преданности Богу, после чего следует внутреннее богослужение, или йога с ее медитативными дисциплинами. Союз с Богом Шивой приходит благодаря милости садгуру (Духовный наставник, достигший совершенства, способный безопасно вести других по духовному пути), душа достигает зрелости в состоянии джняны, или мудрости.

В шайвизме ценится как преданность (самоотдача), так и йога, как бхактистские (от «бхакти» - преданность, подчинение всех своих интересов и всего себя Богу), так и созерцательные садханы (практики, дисциплины).

Шиваизму одновременно присущи монизм и дуализм. Он основывается на йоге, медитации  и любви ко всем живым существам. Основные богословские школы шиваизма:

  1. Кашмирский шиваизм
  2. Шайва-сидханта
  3. Вира-шиваизм

Кашмирский Шиваизм

Сознание для кашмирских шиваистов является единственной реальностью, в которой между феноменальным миром и Богом есть только иллюзорное восприятие дуальности человеком, в отличиe от Адвайты-веданты, где мир есть только иллюзия.

Кашмирский шиваизм возник в 8-м – 9-м столетии  в Кашмире и добился значительных результатов в области философии и теологии до конца 12-го столетия. Кашмирский шиваизм отчасти напоминает индийский тантризм и оба имеют своим ключевым символом Шри Янтру (изображение, которому приписывают магические свойства). Кашмирский шиваизм носит ещё название "трика".

Система Кашмирского шиваизма базируется на тантрическом знании, которое было утерено ещё к началу Кали-Юги, тогда Шива принял форму Шриканты на вершине горы Кайлас, где он, частично воплотившись в ришу Дурвасасу, передал ему тантрическое знание, включая абхеду, бхедаабхеду и бхеду, как это описано в Бхайрава Тантре, Рудра Тантре и Шива Тантре.

Тщетно искал Дурвасас достойных учеников для передачи сокровенного знания, мысленным усилием он сотворил трёх сыновей, старшему Триамбаке передал и повелел распространять монистическую абхеду, что известно теперь как Кашмирский шиваизм.

Поскольку тантрическое знание является по сути свое эзотерическим, рассмотрение системы кашмирского шиваизма и тантрических знаний и практик относено к разделу «Эзотерика.Традиции.Индийские традиции».


наверх